Литературное чтение Тема: Устное народное творчество
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Грунская Елена Николаевна

знакомство с фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_dok.zip10.34 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Устное народное творчество

(Школа России – 2 класс)

Грунская Елена Николаевна

Учитель высшей квалификационной

категории МОУ СОШ № 22 п. Кубань

Гулькевичского района

Краснодарского края

Литературное чтение

Тема: Устное народное творчество

Цель: познакомить с одной из форм общения в русских крестьянских поселений.

Задачи: формировать целостное восприятие детского фольклора, развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка, воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Ход урока.

(Звучит запись мелодии спокойной народной песни).

«Ой, вы, гости, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

Собираются сюда гости желанные!»

В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтобы на людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было, и мы собрались сегодня в нашем классе на посиделки. Будем мы и загадки загадывать, и сказки слушать, и скороговорки проговаривать. Проведем урок в виде устного журнала «Устное народное творчество».

Открываем первую страницу. Загадки

Что такое загадка?  Правильно, это выражение, нуждающееся в разгадке.

(Отгадывание  загадок на слайдах)

Может быть, кто–то из ребят хочет загадать сои загадки.

(Дети загадывают загадки друг другу)

Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение ее в том, чтобы выявить, насколько догадлив, сообразителен человек. По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря, в поле, в лесу, на воде, в жилище – везде и всюду, человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого надо уметь вести тайную условную речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать полноправным членом своего рода. Поэтому ему устраивали испытания на мудрость.

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать загадки.

У древних греков загадывание загадок  приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и приданиям, не отгадавший загадки мог поплатиться жизнью.

Открываем вторую  страницу. Скороговорки

Что такое скороговорка? Скороговорка – это фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которые нужно произносить быстро, не запинаясь. Это маленькие стихи, но с секретом. Секрет скороговорки в том, что в ней подбираются звуки, слоги, быстрое произношение которых приводит к ошибке.

(Дети произносят скороговорки, написанные на слайдах, с различной интонацией: с вопросительной интонацией, с удивлением, с испугом).

Открываем третью страницу. Небылицы 

Слышите, кто–то стучится?

Это небылицы в лицах.

Те, что сидят в темницах и светлицах

Щелкают орешки да твердят насмешки.

Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Их функция — увлечь предстоящей сказкой. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение, рисует необычные, небывалые картины жизни.

(Дети читают небылицы по ролям).

Открываем четвертую  страницу. Пословицы.

Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целое поколение. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Их хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому народ оттачивал свои пословицы так, чтобы они становились похожими на стихотворные строки. В пословице выражается не мысль отдельных лиц, а массовая народная оценка тому или иному  явлению. Она стала крылатой, потому что в ней есть что-то такое, что позволяет многим признать ее своей. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно, точно.

(Дети читают пословицы и объясняют их смысл).

Открываем пятую  страницу. Былины.

Давным-давно, когда не ездили по земле машины и поезда, ходили от села к селу, от города к городу люди, которые назывались сказителями, а сказания их былинами. Сказители обычно владели одной ил  двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. Сказители пользовались особым уважением, как люди очень талантливые, обладавшие исключительной памятью. Часто они знали наизусть десятки тысяч стихов. Мастерству сказывания былин учились годами. Оно передавалось по наследству от родителей к детям, которые знали их с детства, но сказывали их для других уже в пожилом возрасте.

Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая плавная спокойная мелодия. Певец – сказитель начинает свой сказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.

Мы рассказ ведем

Про дела старинные

Что про старые, бывалые,

Чтобы море успокоилось,

Чтобы добры люди послушали.

Чтобы молодцы призадумались!

Былины сочинялись как стихи, но о богатырях, героях былин, сочинялись и сказки. Они назывались богатырскими. При этом сохранялось своеобразие в эпитетах, сравнениях.

Каких русских богатырей вы знаете?

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал  картину «Богатыри».  Писал он ее почти двадцать лет. Кого вы видите на картине?

В центре группы богатырей – побратимов главный герой Илья Муромец. Слева от Ильи княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он порыв и смелость. Справа – самый молодой богатырь – Алеша Попович – лукавый, смекалистый, ловкий и находчивый.

Что объединяет богатырей? Богатыри могучи и справедливы, мужественны и сплоченные. Показаны они художником в момент дозора. Они охраняют покой этой земли. Пожухлый степной ковыль, золотистая грива коня Алеши Поповича, темно – зеленые холмы, темный силуэт богатырского коня Ильи Муромца, отвечают идейному содержанию замысла картины. И только белоснежный конь Добрыни Никитича и белые облака вносят элемент тревоги.

Три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю воспринимаются так, словно весь народ охраняет свою землю.

Чем же прославились богатыри?

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира  - Забаву Путятичну.

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных.

Илья Муромец  - самый популярный герой былин, могучий богатырь.

Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана. Защищает Илья землю родную. Там, где можно, он старается избежать кровопролитья. Не бьет врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб многоохватный палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой, разбегаются.

Десятая часть былин посвящена Илье Муромцу.

Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.

Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.  Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору.

( Дети рассказывают богатырскую сказку «Илья Муромец»)

Открываем последнюю страницу. Сказки.

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

(Конкурс «Угадай сказку)

Прослушивание сказки «Волк и семеро козлят».

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению "Устное народное творчество"

Урок  «Устное народное творчество» по предмету « Литературное чтение» разработан  для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК «  Школа России»  авторов- Л Ф Климанова, В Горецкий, М...

Литературное чтение "Устное народное творчество. Сказки"

Тема: Устное народное творчество. Сказки (обобщение по теме)Цель: 1.Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.2. Развивать личность ученика, обеспечить возможность его самораскрытия ...

Презентация к уроку литературного чтения.Устное народное творчество

Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся о устном народном творчестве. Здесь учащиеся вспомнят виды устного народного творчества: пословицы, скороговорки, загадки, былины. С пом...

Конспект с презентацией к уроку литературного чтения "Устное народное творчество.Небылицы"

Материал содержит разработку урока литературного чтения во втором классе с применением ноутбуков по теме "Устное народное творчество. Небылицы".Урок построен с учётом требований ФГОС, содержит задания...

Интерактивный тест по литературному чтению "Устное народное творчество" 2 класс

Интерактивный тест по литературному чтению "Устное народное творчество" 2 класс...

Урок по литературному чтению "Устное народное творчество на Дону"

Знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа, знать особенности чеченского фольклора. Воспитывать у учащихся художественную наблюдательность, культуру...

презентация к уроку литературного чтения "Устное народное творчество"

Цели:Обучающие: повторить жанры устного народного творчества (УНТ); повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно ч...