Урок по литературному чтению "Устное народное творчество на Дону"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа, знать особенности чеченского фольклора. Воспитывать у учащихся художественную наблюдательность, культуру мышления, чувство доброты, сопереживания; любовь к родному краю, способность "видеть" и  "слышать" красоту русского слова. Развивать творческое репродуктивное воображение к литературе, постлянное стремление к общению с книгой.

Пусть единство будет в мире,

Пусть границы будут шире

Для добра и единенья.

Для всеобщего терпенья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_na_donu.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха»

Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа, знать особенности фольклора чеченского народа

2. Воспитывать у учеников художественную наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть» и «слышать» красоту русского слова.

3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.

                                        Ход урока:

- Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.

Дети улыбаются друг другу.

1. Вступительное слово учителя:

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной

на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».

Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом

и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.

Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.

Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было

русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,

свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие

условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и

песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились.

Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы

постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского

народа.

Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение

записанных на доске слов.

2. Словарная работа.

Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они

Затрудняются:

Корец, корчик –ковш.

Не убратая – не одетая.

Гутарить – говорить.

Кочет – петух.

Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в

конец девичьей косы.

3. Чтение сказки учителем и учащимися

4. Беседа по содержанию:

1) О чём эта сказка?

2) Понравилась вам она? Чем?

3) Назовите героев сказки?

4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?

5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.

5. Устное словесное рисование.

- Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?

6. Защита рисунков.

Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и

мачеха?» ( « Морозко.»)

8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки донского края.

Задания классу:

- Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.

1)Имеют зачин и концовку.

2) Цифра «3»

а) мачеха варит 3 яйца

б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.

в) 3 раза лает собачка.

9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся).

-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.

Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их сказок.

Звучит песня « Кавказ»

Вед. 1- Кавказ… Ты удивляешь людей своей богатейшей природой.

 Кто хотя бы  раз был на Кавказе, тот не останется  к нему равнодушен. Кавказ воспевают в своих стихах и песнях великие поэты и музыканты.

Вед. 2-  Но самой главной и отличительной его чертой является необычайное гостеприимство.

А всё потому, что на территории Кавказа проживают люди разных национальностей, каждая из которых богата своей культурой и обычаями. Полиэтничность Кавказа продолжает расти, особенно быстрыми темпами в последние годы. Многонациональность  обогащает этническую картину любого региона, делает его богаче, ибо каждый народ приносит яркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный производственный опыт и многое другое, что является ценным и для людей других национальностей.

           Чеченцы, народ в России, основное население Чечни. В Чечне и Ингушетии проживают свыше 750 тысяч человек. Живут так же в Казахстане, Киргизии, на Украине и в других странах.

            

    II. Основная часть.

1 чтец.                                       

Любимый наш Кавказ,

Мы – дети твои

Любого языка и цвета!

Мы без твоей большой любви,-

Как листья без тепла и света.

2 чтец.                                               

Все народы на Кавказе
Пусть живут в добре, тепле!
Будут дружными всегда,
Не воюют никогда!
3 чтец.
Пусть единство будет в мире,
Пусть границы будут шире
Для добра и единенья,
Для всеобщего терпенья!

  1. Страница « Приветствие»

Приветствие русских.

( На сцене появляются дети в национальных костюмах)

Реб.1- Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас в этом зале!

Русская история – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые мы - русские сохраняли и достоинство, и доброту.. В каждом русском доме , в каждой семье есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы, передаются рассказы о дедах, прадедах. Давайте будем ценить и беречь всё то, что передали нам наши предки! Будем любить свой народ, страну, природу,  семью и друзей.

Стихотворение « Моя страна»

Страна моя, отчизна дорогая, 
Люблю тебя как мать родную сын.
Люблю тебя, когда сияешь маем
И в блеске зимних снеговых седин,
Люблю леса твои, и реки, и озёра,
Люблю полей твоих бескрайние просторы:
Ты - самая прекрасная из стран.
Страна моя, Отчизна дорогая,
Ты всем народам служишь маяком.
Твоя звезда Кремлёвская сияет
Огнём надежды, дружеским огнём.

Приветствие чеченцев.

(Звучит  чеченская   музыка.  На  сцене  появляются дети в национальных костюмах)

Приветствие на родном языке.

- Салам алейкум! Моаршал ду шуга, тха хьамхаса вежарий, йижарий, хьеший.

 Нохчалла - это трудно переводимо.   

«Нохчо» - значит  «чеченец». Понятие «нохчалла» - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр норм жизни чеченца, это своеобразный кодекс чести.     

Нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми. Это неприятие любого принуждения, Чеченец с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином.

Нохчалла – это дружба. Дружба для горца понятие святое.

 

Стих-ие Абузара Айдамирова «Родной язык»

Те песни, что мне пела мать,

Учили мужеству и чести.

Я с песен начал познавать

Родной язык –

Язык чеченский.

Как отзвук хмурой старины,

Не испытавши в жизни страха,

Те песни были сложены

Дедами ратными  вайнахов.

Мне в детстве песни пела мать

О горской доблести и чести.

Я с песен  начал познавать

Родной язык –Язык чеченский.

 «Единство народа – несокрушимая крепость» - гласит чеченская мудрость.

 Так давайте же эти слова, сказанные нашими мудрыми предками, будем считать жизненным наказом.

 Укрепим многовековую дружбу в нашем общем доме, который называется «Кавказ».

  1. Страница «Развлекательная » 
    1. В гости ходить- …(надо и к себе водить)
    2. В тесноте да…( не в обиде)
    3. Мир да лад -… (большой клад)
    4. Где родился … (там и пригодился)
    6. Нет ничего краше…(чем родина наша)
    7. Коли в семье лад…(то не надо и клад)
    8. Люби своих…(помни чужих)

Игра « Ручеёк»

  1. Страница «Кулинарная»

( Дети парами выходят на сцену и преподносят свои блюда гостям)

Вед.1 –Хороша земля Кавказа,

Как раздольна, широка,

Многонациональна, а в особом,

Гостеприимством славится она!

Вед.2- Встречайте, русские идут!

Пироги с собой несут!

Мальчик - пирогами угощайтесь!

Налетайте, не стесняйтесь!

Девочка- Кушайте на здоровье,

Приятного аппетита!  

Вед.1 – Чеченцам тоже не устоять!

Будут национальными блюдами угощать!

Курсакас - сладкое тесто.

Мальчик- Хоза яила

  1. Заключение.

Вед.1-Вот и закончилась  наша праздничная программа, посвященная Дню народного единства.

Вед.2- А на память, давайте сделаем , друзья, красивых голубей-символов свободы! И пусть они напоминают Вам о нашем сегодняшнем празднике!

Вед.1- Мы желаем всем Вам мира, добра, здоровья и благополучия.

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

 Песня «Дружба крепкая не сломается»

Дружба  крепкая не сломается,                                                                                                           Не Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.2р.

Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг. 2р.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.2р

 Вывод учителя. Обобщение.

. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;

сочинить свою сказку и записать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество...

Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест..

Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест.....