Главные вкладки

    (Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») КВН ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу. П
    план-конспект урока по окружающему миру на тему

    Степанцова Арина Андреевна

    окружающий мир

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 2

    Тема урока: Красная книга  

    Цель: Создать условия для расширения знаний детей о животном и растительном мире, способствовать формированию представлений о необходимости охраны природы

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    понимают значение знаний для человека;

    имеют ответственное отношение к учению;

    проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Метапредметные:

    Коммуникативные

    осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

    Познавательные

    извлекает информацию, устанавливает причинно-следственные связи зависимости между живой и неживой природой.

    Регулятивные

    умение контролировать свою готовность к уроку;

    формулирует учебные задачи;

    определяет последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата;

    оценивает качество и уровень усвоения материала;

    Предметные:

    демонстрирует знание информации с Красной книгой России и Новосибирской области;  

    обобщает представление о факторах, угрожающих живой природе.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический

    Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая

    Оборудование: Окружающий мир, А.А.Плешаков, презентация к уроку, Красная книга РФ и Новосибирской области, мультфильм Смешарики «Красная книга», ноутбуки для детей с выходом в интернет


    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    I этап.

    Организационный момент

    Цель: 

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Прозвенел уже звонок,
    Начинается урок.

    Встали все у парт красиво, 
    Поздоровались учтиво,
    Тихо сели, спинки прямо.
    Мы легонечко вздохнем

    Урок окружающего мира начнём.

    Демонстрируют готовность к уроку, психологически настраиваются на него, готовят своё рабочее место.

    Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку;

    Личностные:

    понимают значение знаний для человека;

    II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Цель:

    -вовлечь всех детей в активную, познавательную деятельность.

    -организация формулирования темы урока учащимися;

    -организация постановки цели урока учащимися.

    III этап. Актуализация знаний.

    - А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока.        

    -Кто может назвать тему урока?  (Красная книга)     (Слайд  1)

    Какие цели каждый поставит себе на урок?

    Кар – Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные)     (Слайд  2)

    - Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают)

    -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить)

    - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше.

    -Так что же такое Красная книга?

    Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”:

    1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных.

    2. Существует только одна Красная книга.

    3. Красная книга хранится в городе Морже.

    4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

    5. Красный цвет книги предупреждает об опасности.

    (Слайд  3)   (Приложение 1)  

    У каждого ребенка лежит текст

    Красная книга

    Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”

    Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

    1. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд  4)  
    2. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд  5)  
    3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд  6)  
    4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд  7)  
    5. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд  8)  
    6. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд  9)  

    Хранится эта книга в швейцарском городе Морже.  (Слайд  10)   Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга, Новосибирской области.   (Слайд  11)  

    Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов.

    Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых. (Приложение 2)

    - Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. Знаком “+” отметьте то, что вы уже знали, а знаком “-” то, что вы не знали. Если у вас возникнет вопрос, то ставьте знак?

    Далее проверяются первоначальные представления о Красной книге “Правда ли это?” и подтверждаются текстом.        

    - Сделайте вывод:  о чем мы будем говорить на уроке?    (О  книге, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений).

    Просматривают мультфильм, отвечают на поставленный вопрос.

    Фиксация целей на доске

    Слушают учителя.

    Принимают участие в диалоге с учителем.

    Участвуют в выполнении заданий

    Находят необходимую информацию, на индивидуальных листах.

    Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками.

    Самостоятельно выводят  цели урока.

    Личностные:

    проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Регулятивные:

    формулирует учебные задачи;

    определяет последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата;

    Познавательные:

    извлекает информацию, устанавливает причинно-следственные связи зависимости между живой и неживой природой.

    Предметные:

    демонстрирует знание информации с Красной книгой России и Новосибирской области;  

    IV этап. Первичное усвоение новых знаний

    Цели:

    - изложение нового материала урока;

    - организа

    ция работы по первич-ному закреплению изученного.

    - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации.

    - повысить уровень информации об исчезающих растениях и животных через создание Красной книги.

    Прежде чем работать в группах,  давайте  повторим правила:

    - Слушай, что говорят другие.

    - Делай выводы об  услышанном, задавай вопросы.

    - Говори спокойно ясно, только по делу.

    - Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

    - Помогай товарищам, если они об этом просят.

    - Точно выполняй возложенную на тебя роль.

    Работа в группах.                                                Я вам  предлагаю создать группу «Юных экологов». У каждой группы на столе стоит ноутбук  с выходом в интернет, энциклопедии,  конверт с заданием  и  листы  цветного картона для создания  Красной книги. Так как  групп получилось 4, то цветов, с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый, и зеленый цвет. Это цвета страниц нашей Красной книги. Вы получаете в конверте названия животных и растений находите в интернете фотографии и небольшую информацию о них, и собираете вместе на одном листе: название, изображение и краткое описание.

    1 группа Черные страницы

    Тур, странствующие голуби, сумчатый волк.

    2 группа Красные страницы  

    Снежный барс, амурский тигр, женьшень.

    3 группа Желтые страницы

    Венерин башмачок, лотос, дровосек реликтовый

    4 группа Зеленые страницы

    Зубр, северный олень,  ладожская нерпа

    (Приложение 3)  Распечатывается учителем на уроке.

    Проговаривают правила работы в группе

    Распределяют роли: эколог, краевед, ботаник, журналист, фотограф, редактор.

    Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу.

    Работают слаженно в группе с полученными материалами для создания страниц «Красной книги»

    Оценивают правильность выполнения заданий.

    Коммуникативные:

    осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

    V этап Физкульт - минутка

    Цель:

    Организция  процесса релаксации.

    VI этап Первичная проверка понимания

    Физминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    (Наклоны вправо и влево)

    Больше спать не захотел.

    (наклоны вперед и назад)

    Шевельнулся, потянулся,

    (руки вверх, потянуться)

    Взвился вверх и полетел.

    (руки вверх, влево, вправо)

    Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.

    (покружиться)

    Физминутка

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились.

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились!

    Наклонились, выпрямились.

    Ниже, ниже, не ленись

    Поклонись и улыбнись.

     Презентация конечного «продукта»  (Красная книга)

    В заключение работы «Юные экологи» сделали следующие выводы:

    • Это практический природоохранный документ.
    • Красная книга предупреждает об исчезновении редких видов растений животных.
    • Советует как сохранить эти редкие виды.
    • Хорошо, что есть такая книга, где записаны редкие виды объектов природы.
    • Плохо, что создана Красная книга по вине человека.

    - Красную книгу мы оставим храниться  у нас в классе и будем продолжать над ней работать.

    VII этап. Первичное закрепление

    Цель: проверить умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах.

    - В начале урока мы с вами сказали, что люди не зная и не желая признавать законы природы,  вмешиваются и губят ее.

    - Так будем же нашей природе друзьями и сформулируем правила друзей природы.

    - На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в  природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом

    • Ломать ветки деревьев.
    • Убивать зверей и птиц.
    • Любоваться природой.
    • Трогать домики животных и их детёнышей.
    • Разорять птичьи гнёзда.
    • Дышать свежим воздухом.
    • Разбрасывать мусор.
    • Засорять родники и речки.
    • Собирать грибы и ягоды.
    • Рвать цветы.
    • Соблюдать тишину.
    • Фотографировать.
    • Громко слушать музыку.

    (Приложение 4)

    Ученики обмениваются листами для взаимопроверки.

    - Зачем нужно соблюдать правила друзей природы?

    Представляют свою работу классу.

    Формулируют вывод: чаще всего экологическое равновесие нарушает человек.

    Знакомят с правилами поведения.

    Осуществляют взаимоконтроль и оказывают помощь в сотрудничестве.

    Предметные:

    обобщает представление о факторах, угрожающих живой природе.

    VIII этап

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Цели: организация рефлексии и самооценки учениками собственной  учебной деятельности.

    – Чему вы научились?
    – Понравилось ли вам на уроке?
    – Что больше всего понравилось? Что нового  открыли  на уроке?

    - Понадобятся вам эти знания в жизни?

    - Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы.                                  (Приложение 5)

    Самооценка

    1.если ты старался не подвести группу, тебе было интересно,  и ты справился с заданием,  то на полянку наклей зеленое деревце.

    2.если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась  не интересной -  наклей красное деревце.                

    Экспертный лист для оценки работы группы (заполняет учитель).  (Приложение 6)

    Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

    Самооценка усвоения материала.

    Регулятивные: оценивает качество и уровень усвоения материала;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

    Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

    Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

    С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...

    Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

    Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»

    Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...

    Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

    Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество

    Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество...

    Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

    Вашему вниманию предоставлен конспект обобщающего урока по разделу "Устное народное творчество"....