(Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») КВН ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу. П
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Степанцова Арина Андреевна

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Красная книга  

Цель: Создать условия для расширения знаний детей о животном и растительном мире, способствовать формированию представлений о необходимости охраны природы

Планируемые результаты:

Личностные:

понимают значение знаний для человека;

имеют ответственное отношение к учению;

проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

Коммуникативные

осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

Познавательные

извлекает информацию, устанавливает причинно-следственные связи зависимости между живой и неживой природой.

Регулятивные

умение контролировать свою готовность к уроку;

формулирует учебные задачи;

определяет последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата;

оценивает качество и уровень усвоения материала;

Предметные:

демонстрирует знание информации с Красной книгой России и Новосибирской области;  

обобщает представление о факторах, угрожающих живой природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая

Оборудование: Окружающий мир, А.А.Плешаков, презентация к уроку, Красная книга РФ и Новосибирской области, мультфильм Смешарики «Красная книга», ноутбуки для детей с выходом в интернет


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап.

Организационный момент

Цель: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем

Урок окружающего мира начнём.

Демонстрируют готовность к уроку, психологически настраиваются на него, готовят своё рабочее место.

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку;

Личностные:

понимают значение знаний для человека;

II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

-вовлечь всех детей в активную, познавательную деятельность.

-организация формулирования темы урока учащимися;

-организация постановки цели урока учащимися.

III этап. Актуализация знаний.

- А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока.        

-Кто может назвать тему урока?  (Красная книга)     (Слайд  1)

Какие цели каждый поставит себе на урок?

Кар – Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные)     (Слайд  2)

- Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают)

-А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить)

- И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше.

-Так что же такое Красная книга?

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”:

1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных.

2. Существует только одна Красная книга.

3. Красная книга хранится в городе Морже.

4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

5. Красный цвет книги предупреждает об опасности.

(Слайд  3)   (Приложение 1)  

У каждого ребенка лежит текст

Красная книга

Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

  1. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд  4)  
  2. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд  5)  
  3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд  6)  
  4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд  7)  
  5. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд  8)  
  6. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд  9)  

Хранится эта книга в швейцарском городе Морже.  (Слайд  10)   Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга, Новосибирской области.   (Слайд  11)  

Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов.

Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых. (Приложение 2)

- Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. Знаком “+” отметьте то, что вы уже знали, а знаком “-” то, что вы не знали. Если у вас возникнет вопрос, то ставьте знак?

Далее проверяются первоначальные представления о Красной книге “Правда ли это?” и подтверждаются текстом.        

- Сделайте вывод:  о чем мы будем говорить на уроке?    (О  книге, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений).

Просматривают мультфильм, отвечают на поставленный вопрос.

Фиксация целей на доске

Слушают учителя.

Принимают участие в диалоге с учителем.

Участвуют в выполнении заданий

Находят необходимую информацию, на индивидуальных листах.

Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками.

Самостоятельно выводят  цели урока.

Личностные:

проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные:

формулирует учебные задачи;

определяет последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата;

Познавательные:

извлекает информацию, устанавливает причинно-следственные связи зависимости между живой и неживой природой.

Предметные:

демонстрирует знание информации с Красной книгой России и Новосибирской области;  

IV этап. Первичное усвоение новых знаний

Цели:

- изложение нового материала урока;

- организа

ция работы по первич-ному закреплению изученного.

- учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации.

- повысить уровень информации об исчезающих растениях и животных через создание Красной книги.

Прежде чем работать в группах,  давайте  повторим правила:

- Слушай, что говорят другие.

- Делай выводы об  услышанном, задавай вопросы.

- Говори спокойно ясно, только по делу.

- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

- Помогай товарищам, если они об этом просят.

- Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Работа в группах.                                                Я вам  предлагаю создать группу «Юных экологов». У каждой группы на столе стоит ноутбук  с выходом в интернет, энциклопедии,  конверт с заданием  и  листы  цветного картона для создания  Красной книги. Так как  групп получилось 4, то цветов, с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый, и зеленый цвет. Это цвета страниц нашей Красной книги. Вы получаете в конверте названия животных и растений находите в интернете фотографии и небольшую информацию о них, и собираете вместе на одном листе: название, изображение и краткое описание.

1 группа Черные страницы

Тур, странствующие голуби, сумчатый волк.

2 группа Красные страницы  

Снежный барс, амурский тигр, женьшень.

3 группа Желтые страницы

Венерин башмачок, лотос, дровосек реликтовый

4 группа Зеленые страницы

Зубр, северный олень,  ладожская нерпа

(Приложение 3)  Распечатывается учителем на уроке.

Проговаривают правила работы в группе

Распределяют роли: эколог, краевед, ботаник, журналист, фотограф, редактор.

Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу.

Работают слаженно в группе с полученными материалами для создания страниц «Красной книги»

Оценивают правильность выполнения заданий.

Коммуникативные:

осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

V этап Физкульт - минутка

Цель:

Организция  процесса релаксации.

VI этап Первичная проверка понимания

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Наклоны вправо и влево)

Больше спать не захотел.

(наклоны вперед и назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.

(покружиться)

Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись

Поклонись и улыбнись.

 Презентация конечного «продукта»  (Красная книга)

В заключение работы «Юные экологи» сделали следующие выводы:

  • Это практический природоохранный документ.
  • Красная книга предупреждает об исчезновении редких видов растений животных.
  • Советует как сохранить эти редкие виды.
  • Хорошо, что есть такая книга, где записаны редкие виды объектов природы.
  • Плохо, что создана Красная книга по вине человека.

- Красную книгу мы оставим храниться  у нас в классе и будем продолжать над ней работать.

VII этап. Первичное закрепление

Цель: проверить умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах.

- В начале урока мы с вами сказали, что люди не зная и не желая признавать законы природы,  вмешиваются и губят ее.

- Так будем же нашей природе друзьями и сформулируем правила друзей природы.

- На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в  природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом

  • Ломать ветки деревьев.
  • Убивать зверей и птиц.
  • Любоваться природой.
  • Трогать домики животных и их детёнышей.
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом.
  • Разбрасывать мусор.
  • Засорять родники и речки.
  • Собирать грибы и ягоды.
  • Рвать цветы.
  • Соблюдать тишину.
  • Фотографировать.
  • Громко слушать музыку.

(Приложение 4)

Ученики обмениваются листами для взаимопроверки.

- Зачем нужно соблюдать правила друзей природы?

Представляют свою работу классу.

Формулируют вывод: чаще всего экологическое равновесие нарушает человек.

Знакомят с правилами поведения.

Осуществляют взаимоконтроль и оказывают помощь в сотрудничестве.

Предметные:

обобщает представление о факторах, угрожающих живой природе.

VIII этап

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цели: организация рефлексии и самооценки учениками собственной  учебной деятельности.

– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось? Что нового  открыли  на уроке?

- Понадобятся вам эти знания в жизни?

- Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы.                                  (Приложение 5)

Самооценка

1.если ты старался не подвести группу, тебе было интересно,  и ты справился с заданием,  то на полянку наклей зеленое деревце.

2.если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась  не интересной -  наклей красное деревце.                

Экспертный лист для оценки работы группы (заполняет учитель).  (Приложение 6)

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Самооценка усвоения материала.

Регулятивные: оценивает качество и уровень усвоения материала;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...

Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество...

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

Вашему вниманию предоставлен конспект обобщающего урока по разделу "Устное народное творчество"....

Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест..

Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест.....