Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Обобщение по разделу» У истоков русской детской литературы»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Юранева Людмила Григорьевна

    Цель- совершить путешествие по истокам детской русской литературы. Воспитывать любовь и уважение к Отечеству,языку, культуре, истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_razdelu.docx25.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4 классе.

    Тема: Обобщение по разделу» У истоков русской детской литературы»

    Юранева Людмила Григорьевна

    Учитель начальных классов

    МБОУ» Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»

    Для учащихся 4класса (10 лет)

    Обобщающий урок  литературного чтения в 4 классе по  разделу

     « У истоков русской детской литературы»

    Источники: Литературное чтение, учебник 4 класс часть 1 « В океане света» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

    Тетрадь о чтению к учебнику « В океане света» 4 класс Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Чиндилова

    Цель: совершить  путешествие  по страницам истории русской детской литературы.

    Личностные  УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории, наличие собственных читательских приоритетов.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные  УУД:

    -самостоятельно формулировать тему и цели урока.

    -корректировать свою деятельность

    - умение рефлексировать свои действия

    Познавательные УУД:

    - определять жанры прочитанных отрывков

    - пользоваться словарями, справочниками

    - осуществлять анализ, синтез

    - строить рассуждения

    Коммуникативные УУД:

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

    - владеть монологической и диалогической формами речи

    - высказывать и обосновывать свою точку зрения

    - слушать и слышать других, работая в группе.

    I Организационный момент.

    Д. Еще одно, последнее сказанье — 
    И летопись окончена моя, 
    Исполнен долг, завещанный от Бога 
    Мне, грешному. Недаром многих лет 
    Свидетелем Господь меня поставил 
    И книжному искусству вразумил; 
    Когда-нибудь монах трудолюбивый 
    Найдет мой труд усердный, безымянный, 
    Засветит он, как я, свою лампаду — 
    И, пыль веков от хартий1 отряхнув, 
    Правдивые сказанья перепишет, 
    Да ведают потомки православных 
    Земли родной минувшую судьбу, 

    У.-Какой отрывок вы прочли?

    Д.  Мы прочли отрывок А. С. Пушкина  из трагедии « Борис Годунов» Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года) Отец Пимен, Григорий  перед лампадой.

    У. Молодцы! Спасибо!

    II Актуализация знаний.

    Обобщающая беседа по разделу.

    У. Какой раздел мы изучаем?

    Д. У истоков русской детской литературы.

    У. Хотите сегодня продолжить разговор и мысли в порядок привесть?

    Спасибо. Вот такая наша цель урока- систематизировать наши знания и умения.

    У. Что значит у истоков?

    Была ли детская литература в X -  XV веках?

    Д. Нет, как таковой литературы не было.

    А что же читали дети?

    Д. У истоков, значит, начало. Дети читали Библию, Ветхий завет, Новый завет, Житие Святых, Псалтырь, а также отрывки из летописей.

    У. А что такое летопись?

    Д. Это запись событий по годам.

    У. В каком веке была создана начальная русская летопись?

    Д. В XI – XII веках.

    У. Как она называется?

    Д. Повесть временных лет.

    У. Что значит временных?

    Д. минувших.

    У. Кто писал летописи?

    Д. Летописи писали монахи.

    У. Почему?

    Д. Они были весьма образованными людьми.

    У. Как это происходило в Чудовом монастыре мы представили. Вы прочитали отрывок.  А. С. Пушкина. А как об этом гораздо позже писала Наталья Кончаловская. Кто хочет прочитать.

    Д. В монастырской келье узкой,

    В четырёх глухих стенах

    О земле о древнерусской

    Быль записывал монах.

    Он писал зимой и летом,

    Озарённый тусклым светом.

    Он писал из года в год

    Про великий наш народ.

    О нашествии Батыя

    Написал он в грозный час,

    И слова его простые

    Сквозь века дошли до нас.

    У. Спасибо 1966 год

    А теперь загадка:

    В Солуни есть два мужа. Они искусные философы и знают славянский язык. Кто они?

    Д. Кирилл и         Мефодий.

    У. Да, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие, Псалтырь. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.

    Для перевода церковных книг просветителям Кириллу и Мефодию пришлось создавать много новых слов, которых не было в разговорной речи. Для этого они использовали существующие корни. Попробуй определить, из каких слов были составлены сложные слова:

    Благодать                      благоразумие

    Благословение              благочестие

    Благодарность               благородство

    Ответы детей

     У. Спасибо. В одной из летописи летописец прославляет Ярослава Мудрого. За что?

    Д. Ярослав засеял книжными словами сердца верных людей. И как он говорит об этом?

    Д. « Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости: в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они- узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно  поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей»

    III Выполнение творческих заданий в группах

    Определение жанров древнерусской литературы по фрагментам текстов.

    Задания:

    Прочитайте следующие фрагменты текстов. Определите, откуда они? (жанр, автор, название)

    1 группа   В лето 1037 года заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота, заложил  же и церковь Святой Софии.

    2 группа  В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над  домом вашим, на над обедом вашим.

    Ответы учащихся

    1 группа. Мы считаем, что это фрагмент летописи

    2 группа Мы  думаем, что  это Поучение  Владимира Мономаха

    У Молодцы!

    IVФизминутка.

    Дети встали. Закрыли глаза. Представили, что вы поднимаетесь на скоростном лифте. Хочется открыть глаза, но мешает ослепительный свет. Сильно зажмурились. А теперь открываем глаза, посмотрели на доску.

    Это кто?

    Справщик Савватий. Прочитаем старославянский текст.

    Сия зримая мала книжица

    По реченому алфавитица

    Напечатана быть по царскому велению

    Вам, младым детям к научению

    Ты же, благоразумный отроче, сему внимай

     И от нижняя степени на высшую выступай!

    У. Кто хочет перевести на русский современный язык?

    Д.Это видимая маленькая книжица

    То есть другими словами азбука

    Напечатана по царскому велению

    Вам, маленьким детям к научению

    Ты же, благоразумный юноша, глубоко проникай в смысл

    И от нижней ступени на высшую выступай.

    У. Чьи это стихи?

    Д. Справщик Савватий, в миру  Терентий  Васильев.

    У. откроем страницы учебника 42 -43. Кто обращается к нам?

    Д. К нам обращается Владимир Мономах. Что он пишет?

    Д. Он  написал поучение для детей.

    У. Можем ли мы сегодня пользоваться его советами?

    Поработайте  в паре. Выпишите советы.

    Д.1. В дому своем не ленитесь.

    2. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

    3.лени остерегайтесь.

    4.Напоите и накормите просящего.

    5.Гордости не имейте в сердце и уме.

    6. Старых чтите.

    7. Больного навестите.

    8. Что умеете хорошего, не забывайте.

    9. Пусть же не застанет вас солнце в постели!

    Дети. Вывод. Эти советы  дошли до наших дней. Мы ими можем пользоваться.

    У. Подведем итог урока. Я попрошу вас заполнить рефлексивную таблицу. Спасибо всем за урок!

    Рефлексия

    вопросы

    ответы

     Какие новые слова и выражения вы запомнили из этого раздела?

    Над чем заставил задуматься этот урок?

    Чем привлекает древнерусская литература современного писателя?

    Что для вас стало важным на уроке?

    Моё ощущение на уроке

    Список использованных источников:

    1. Литературное чтение, учебник 4 класс часть 1 « В океане света» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
    2. Тетрадь о чтению к учебнику « В океане света» 4 класс Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Чиндилова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 2 класс Тема: «Из детских журналов. Откроем страну Хармса»

    Конспект урока можно использовать на уроках внеклассного чтения или на внеурочной деятельности во 2 классе...

    Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "По страница детских журналов»" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с детскими изданиями периодической печати; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам.Планируемые результаты:Предмет...

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...