Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

     (УМК «Начальная школа 21 век»)

    2 класс

    Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

    Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения

    Планируемые результаты:

    • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
    • Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.

    Метапредметные результаты познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяют особенности;

    регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

    коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

    • Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.

    I. Орг. момент.

    заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

    -Прозвенел звонок веселый.

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.

    Дыхательная гимнастика.

    -Выполним упражнение для дыхания:

    Стоим на одной ноге, руки на груди, выдох, вдох – руки расправить.

    Иногда люди придумывают очень полезные упражнения, наблюдая за повадками животных или птиц. А на кого похоже наше упражнение?

    II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка цели урока.        

    -Вы уже догадались, кто герои нашего сегодняшнего произведения?

    Длинноногий, длинношеий 
    Длинноклювый, телом серый,
    А затылок голый, красный.
    Бродит по болотам грязным,
    Ловит в них лягушек,
    Бестолковых попрыгушек.
    (Журавль)

    Она целый день в работе,
    Ловит лягушат  в болоте.
    На ходулях, клюв, как сабля.
    Кто скажите это? ...
    (Цапля)

    - Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте).

    Что вы о них знаете?

    Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу. Летают медленно, при этом вытягивают лапы назад, а шею S-образно втягивают в себя.Цапля летает, ходит главным образом по земле, но может влезать и на ветки деревьев. Конечности цапли длинные, на лапах отсутствуют перепонки. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья – пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень.  

    Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни. Журавли, в отличие от цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на аистов, но журавли никогда не садятся, как они, на деревья. Уникальная особенность журавлей — очень длинная, изогнутая петлёй трахея. Благодаря такому устройству горла журавли способны очень громко кричать: их курлыканье, всем хорошо знакомое, можно услышать более чем за километр. Журавли - великолепные "танцоры". Это не только токовый ритуал, но и способ выразить свое настроение, радость. В полете могут выстраиваться клином. Если визуально сравнивать журавлей с цаплями, их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

    Здесь спряталось название произведения. Назовите его.

    Мижуравльицапляорпав

    -Что мы будем делать на уроке?

    -На какие вопросы ответим? Прочтите их.

    Какой жанр?

    Кто герои?

    Какие они?

    Главная мысль?

    III. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля» ( чтение учителем)

    первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

    Какие чувства у вас возникли?

    - Понравилось ли вам это произведение?

    -Какое оно по жанру? (докажите, что это сказка)

     -Какая это сказка? Народная или авторская?

     -Посмотрите и скажите, какая по виду?

    -Назовите героев сказки.

    - Выполнили ли мы первую задачу урока?

    IV. Выполнение практической работы. Работа в группе.

    Моделирование обложки.

    V. Вторичное восприятие текста,

    словарная работа.

    Объяснение непонятных слов.

    Посвататься – попросить выйти замуж

    Верста – старинная мера длины, равная чуть больше 1 км

    Долговязый – высокий и худой

    Несолоно хлебавши – не получить того, на что рассчитывал (фразеологизм)

    Раздумалась – передумала        

    Чтение по цепочке.

    VI. Работа над содержанием сказки.

    – Чем необычно начало сказки?

    – Что такое присказка?

    – Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание к сказке.)

    – Какие слова повторяются?

    Физкультминутка.

    Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.

    Летела сова – весёлая голова.

    (Взмахи руками в стороны)

    Вот она летела, летела и села, (Приседания)

    Да хвостиком повертела,

    (Повороты туловища влево-вправо)

    Да по сторонам посмотрела

    (Круговые вращения головой)

    И опять полетела…

    (Взмахи руками в стороны)

    – Как начинается сказка? Прочитайте.

    Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга?

    (Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь верст болото
    месил».)

    – Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

    (Невесело, одиноко стало журавлю: «скучно показалось жить одному».)

    – Сколько раз сватался журавль к цапле?

    -Почему цапля отправилась свататься к журавлю?

    -Почему цапля заплакала после отказа журавля?

    (Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда».)

    – Исполнилось ли его желание? Почему?

     - Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?

    (Не нашли общего языка, каждым овладела гордыня, оба важничали друг перед другом, нос задрали, не смогли договориться)

    -Как закончилась сказка? Прочитайте.

    («Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».) 

    - Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)

    VII. Работа в группах.

    Дифференцированные задания.

    4 группа

      Расставьте иллюстрации по-порядку.

    5 группа

    Охарактеризуйте журавля.

    -На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.

    3 группа

    Охарактеризуй цаплю.

    -На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.        

    смешные

    нерешительные

    добрые

    умные

    горделивые

    несговорчивые

    придирчивые

    хвастливые

    честные

    2 группа

    Инсценируйте сказку.        

     -Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет?

    -Что ты чувствовал, когда тебе грубо отказала цапля?

    3 группа

    Инсценируйте сказку так, чтобы цапля смогла отказать вежливо.

    Какой диалог вам понравился больше, где цапля грубо отказала или где вежливо?

    -Могла ли эта история приключиться с людьми?

    (Да, люди часто не могут договориться, не умеют решать проблемы.)

    -Какой вывод следует из этой сказки?

    (Надо учиться общаться друг с другом, договариваться.)

    -Прочтите пословицу.

    (ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.)

    - Подходит она к уроку? Почему?

    VIII. Итог урока. Рефлексия.
    Чему учит сказка?

    (Надо уметь договариваться.

    Надо понимать, что ты хочешь и уметь принимать нужное решение.)

    -На все вопросы ответили?

    -Понравился ли вам урок?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме В.Сутеев "Мешок яблок" (УМК "Начальная школа ХХI века")

    В конспекте представлены развернутые цели урока, метапредметные умения. Указаны этапы урока, примерное время и цели каждого этапа урока. Показана работа по формированию навыка само- и взаимооце...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе"Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение". Программа "Начальная школа XXI века"

    Тип урока: урок методологической направленности Цель: создать условия для ознакомления  учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.Задачи:·...

    литературное чтение Класс: 1 Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)

    Продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста, развивать представление о фольклорном мире....