Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Русская народная сказка "Каша из топора"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Чернова Елена Владимировна

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkaya_narodnaya_skazka_kasha_iz_topora.docx19.36 КБ

    Предварительный просмотр:

             Тема:     Русская народная сказка "Каша из топора"

            

    Цель:

    Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

    Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

    Оборудование: :  аудиозапись сказки;

                              выставка книг с русскими народными сказками;

                                  рисунки и поделки на тему сказок;                        

                                              учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

    - А как люди знакомятся?

    А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

    2. Сообщение темы.

    А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем, куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказки  гуляют по свету”)

    Итак, мы отправляемся в сказку.

    Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем, какая строчка в нем самая важная.

    Читает ученик:

    Если очень захотеть

     В сказке можно очутиться.

     У героев старых сказок

     Можем мы всю жизнь учиться!

     Как прекрасно добрым быть,

     Как со злом бороться надо,

     Как в житейском море плыть,

     Чтоб в конце ждала награда!

    -Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

    3. Проверка домашнего задания.

    - Вы любите сказки?    

    -А что такое сказка?  

    -Давайте вспомним,  какие виды сказок мы знаем?

    - О чём рассказывают бытовые сказки? (в бытовых сказках говорится о бедных или богатых людях)

    - В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят  в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

    -Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают? ( Сказки интересные, они увлекают нас в волшебный мир)

    “Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!”

    - Чему может научить сказка?

    (Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

    - Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)  

     4. Сегодня мы познакомимся со сказкой “Каша из топора”.

    -Посмотрите на выставку книг. В разные годы издавалась эта книга для детей, разные художники иллюстрировали её. Эти книги читали ваши родители и даже бабушки и дедушки.

        Слушание записи сказки

    - Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

    - Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?

    - А кто автор этой сказки?  (народ)

    Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

    - Назовите героев сказки. (Солдат, старуха)

    - Как солдат обратился к хозяйке?  Каким голосом нужно читать эти слова?

    - А дальше в сказке как называют старуху?  Почему?

    - Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?

    - Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

     Обратили ли вы внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат

     и как лицемерно отвечает ему старуха?

    5. Чтение  по цепочке, по ходу чтения словарная работа

                     

    ПОБЫВКА – короткий отпуск

    ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

    СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

    ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

    ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

    СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

    ДИВИТСЯ – удивляется

    - Почему в сказке так много устаревших слов? ( Сказка живёт в народе много десятилетий)

    - Давайте подберём слова, которые характеризуют героев. (На доске прикреплены слова, их надо сгруппировать)  Солдат, старуха, умный, хитрая, находчивый, жадная, скупая, сообразительный, жизнерадостный, глупая, неунывающий)

     6. Работа у доски:

    СОЛДАТ                                                БАБА

                        находчивый                                        хитрая

                    умный                                                        жадная

                    сообразительный                                  скупая

                    жизнерадостный                                        глупая

                    неунывающий

    - Кто вам больше понравился? Почему?

    - Какая это сказка? (Бытовая)

    - Что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

    (В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.)

    - Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

    7. Работа в группах.

    Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

    Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

    Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

    Доброе дело без награды не останется.

     Проверка

    - По адресу ли приехали пословицы?

    8. Итог урока.

    -Что в сказке фантастического, а что действительно могло случиться?

    -Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

    -Прав ли солдат?

    - Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

    -Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается»

    -Победило ли добро?

    Домашнее чтение: проинсценировать сказку.

    Каша из топора.

    За столом сидят Старик, Старуха и Внучка. Они ужинают.

    Старуха.

            Ешьте, ешьте пироги,

            Пироги из кураги,

            Пейте молоко и чай…

    Внучка. Мне конфетку к чаю дай!

    Старуха.

            Тише, Маша, не кричи,

            Ешь-ка лучше калачи                        Звучит песня , поёт солдат

    Раздаётся стук в дверь

                                                            

    Старик. Кто же к нам пришёл?

    Старуха.

            А у нас тут полный стол…

            Этот поздний гость не зван,

            Отнесу еду в чулан.

    Старуха убирает еду со стола. Старик отворяет дверь. Входит Солдат.

    Солдат.  Вечер добрый добрым людям!

    Старик. Проходи, вечерять будем.

    Старуха.   Вот, солдат, чайку попей…

    Солдат.  

            Мне б сейчас горячих щей!

            И краюшку хлеба с салом

            Тоже бы не помешала.

    Старуха.

            И, служивый, где там сала,

            Хлеба нынче не видала.

    Старик. Бабка, ну а калачи?

    Старуха.  Что ты, старый? Уж молчи…

    Внучка.  Ну а может, пироги?

    Старуха.                 

            Шутишь, Машенька? Беги,

            Принеси лучше водицы,

            Чтоб служивому умыться.

    Солдат.

            Не печалься, я сейчас

            Кашу наварю для вас.

            Где тут мой стоит мешок?

    Старуха. Что в мешке-то?

    Солдат.

            Котелок.

            Печку, бабка, разжигай

            Да чуток водицы дай.

            Кашу сварим на ура!

    Старуха.  Из чего?

    Солдат (посмеивается)

            Из топора…

            Уж топор-то есть у вас?

    Старуха.  Принесу его сейчас….

    Приносит топор. Солдат кладёт топор в котелок.

    Солдат  (помешивает в котелке).

            Пусть поварится немножко,

            Я пока взгляну в окошко…

            Ветер за окном шумит…

            Бабка, каша уж кипит!

            Ишь ты, как она бурлит,

            Её б малость подсолить.

    Старуха.  На, служивый ложку соли.

    Внучка. Доварили кашу, что ли?

    Солдат.

            Всё, уже почти готова…

            Маслица б сюда какого.

            Каша вышла бы на славу!

    Старуха.

            Ну, не знаю даже, право,

            Сальца там кусочек был…

    Солдат (помешивает в котелке).

            Ах ты, чуть не позабыл!                        

            Прихвати чуток пшена!

            Ай да каша, ай чудна!

            А теперь прошу всех сесть,

            Сейчас будем  кашу есть!

    Старик (смеясь)        

            Ох, служивый и хитрец        

            Бабку обобрал вконец:

            И крупу, и соль, и сало

            Из чулана всё достала!

    Внучка.                                                        

            Ты, бабуля, не ворчи:

            Всё, что есть на стол мечи:

            Щи, сметану, хлеб и сало                                

            Пироги и калачи…

    Старуха.

            Ну, служивый, ты и плут!

            Так старушку обмануть!

    Старик. Видно вышел тут прокол.

    Старуха.

            Что ж, солдат, садись за стол,

            Угощайся, чем богаты,

            Мы такому гостю рады!

            

    Литература:

    1.Учебник   Родная речь 2 класс Москва «Просвещение»  2009 год

    С. В. Кутявина  «Поурочные разработки по литературному чтению»

    к учебнику Л.Ф.Климановой Москва «Вако» 2009 год

    2.Материал  инсценировки взят из журнала «Начальная школа» (дата выпуска и номер журнала не установлены)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

    План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

    План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

    Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

    Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

    Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

    Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.   Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...

    Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

    Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

    Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

    Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...