Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федосова Ольга Александровна

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

«Стихи русских поэтов о зиме» (3 класс)

Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством русских писателей.
  2. Расширять кругозор детей.
  3. Развивать речь детей, учить чувствовать красоту русского языка.
  4. Продолжить наблюдать за зимними изменениями в природе.
  5. Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование:

  1. Выставка книг русских поэтов.
  2. Выставка творческих работ учащихся (рисунки, сочинения, поделки).
  3. Слайды с изображением зимней природы.
  4. Аудиозаписи: П.И.Чайковский «Времена года», Г.Свиридов «Метель».
  5. Видеозарисовка «Зима в нашем городе».

Ход урока

  1. Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.

Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят в гости к нам:

Один – седой, другой – молодой,

Третий скачет, четвёртый плачет.

О чём эта загадка? (о временах года).

Какое из времён года называют «седой»?

В каком смысле употребляется слово «седой»?

Почему же зима «седая»? (ответы детей).

Зима – старшая из сестёр – времён года, ведь с неё начинается год. Любит русский народ зимушку, ждёт её, а особенно любят зиму дети.

А чем вам нравится зима? (ответы детей).

А ещё длинными зимними вечерами можно под завыванье метели сидеть у окошка и читать сказки.

  1. Объявление темы.

Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме и беседовать о природе зимой.

  1. Работа по теме урока.

А теперь под чарующую музыку П.И.Чайковского мысленно представьте картины зимней природы (звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь»).

О чём рассказала музыка? (ответы детей).

По каким ещё приметам мы узнаём о приходе зимы?

Вы хорошо рассказали о приходе зимы и легко дополните предложения, записанные на доске:

Мороз … за нос хватает, а перед … шапку снимает. (ленивого, проворного)

Декабрь год … начинает, а зиму … . (кончает, начинает).

Что это за предложения? (пословицы)

Какими словами дополнили пословицы? Назовите их. Как они называются ? (антонимы)

Прочитайте первую пословицу и объяснить её смысл.

А теперь прочитайте вторую пословицу и подумайте, каким словом из слов «сечень, студень, лютень, снежень» можно заменить «декабрь»? (студень)

Почему же на Руси так назвали декабрь?

Какой из зимних месяцев назвали «сечень» (январь), «лютень» (февраль)?

Вот какие красивые, звучные и точно определяющие характер каждого месяца названия давал русский народ братьям-месяцам.

Вы рассказали о приходе зимы прозой, послушайте, как об этом говорит А.С.Пушкин.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима…

Прочитайте отрывок про себя и подумайте, почему автор называет зиму «волшебницей»? (ответы детей).

Подберите к слову «волшебница» синонимы (чародейка, кудесница, фея и т.д.).

Действительно, зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года.

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины русской природы. Зиме посвящены многие стихи и рассказы.

Не оставила равнодушными зима и нас с вами. В результате родились ваши творческие работы: сочинения, рисунки, поделки.

А теперь послушаем, какие стихотворения вы подготовили к сегодняшнему уроку. (дети читают стихи). Другие задают им вопросы, комментируют.

Молодцы!

К сожалению, всех мы выслушать на одном уроке не сможем, поэтому предлагаю провести «Литературную викторину» (дети читают отрывки стихотворений, другие называют автора и название произведений).

Молодцы!

А теперь я прошу вас назвать, стихи каких авторов вы читали, готовясь к уроку.

Звучали стихи разных поэтов, разные по звучанию, по настроению. И всё-таки, чем-то они похожи, объединяются. Попробуйте ответить, чем? (все стихи воспевают красоту русской природы, проникнуты любовью к родной природе, к Родине).

Готовясь к уроку, вы выбирали понравившиеся вам произведения. Сегодня я тоже хочу вам прочитать стихотворение, которое мне понравилось. Написал его И.С.Тургенев (портрет писателя).

И.С. Тургенев родился в г.Орле в 1818 г., в дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах – Московском, Петербургском, Берлинском. Тургенев прославился как великий русский писатель, и вас ещё ждут встречи с его произведениями чуть позже. Но начинал он свой литературный путь как поэт. Стихи И.С. Тургенева яркие, отличаются музыкальностью.

Учитель читает стихотворение И.С.Тургенева «Первый снег».

Ребята, вы можете следить за текстом (у каждого на парте лежит лист со стихотворением). Мысленно представьте картины первого снега.

Кому понравилось стихотворение?

Какие картины представляли?

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, с каким чувством, с каким настроением встречает автор приход зимы?

С чем автор сравнивает первые снежинки? Найдите ещё олицетворение.

Как вы понимаете выражение «румяные щёки красавиц вспыхнут»?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Кто попробует прочитать стихотворение выразительно? (2-3 человека читают вслух).

  1. Физкультминутка (под музыку).

А теперь с бодрым, радостным настроением отправимся на улицу играть в снежки.

Возвращаемся в класс.

Ребята, если вам понравилось стихотворение И.С.Тургенева «Первые снег», то запишите его в свою «Поэтическую тетрадь» и сделайте иллюстрацию.

Появляется Зима. (она хвалит детей за работу на уроке, благодарит их за хорошие знания о зиме, загадывает им загадки и задаёт творческое домашнее задание).

  1. Домашнее задание.

Используя «снежные» слова, попробуйте написать стихотворение о зиме или составить небольшой рассказ о зиме.

  1. Итог урока.

Ребята, вы хорошо подготовились к уроку. Вы не только читали стихи о зиме, но и рассказали о том, как изменилась природа с приходом зимы.

В конце урока я предлагаю ещё раз вместе полюбоваться картинами русской зимы (на фоне музыки видеозарисовка).

 Ученики читают: «Пришла  красавица-зима. Замахала волшебница своим рукавом и окутала берёзки серебристым инеем, а на ёлочки и сосенки надела снежные варежки. Метель размела по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты. Алмазными россыпями сверкают сугробы. За эту красоту, за снежную прелесть, за то, что она принесла нам столько радости, мы любим русскую зимушку!»

  1. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Что было наиболее интересным?

Что нового для себя узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Урок-презентация на тему "Стихи русских поэтов о зиме".

Конспект урока литературного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" с презентацией....

Презентация к уроку внеклассного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" во 2 классе.

В презентации отражен ход урока внеклассного чтения во  2классе "Стихи русских поэтов о зиме"...

Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Э.Успенского"

Тема: «Стихи Э.Успенского» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение став...