Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Ольга Владимировна Костромина

 

         Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах живописцев изображены картины русской природы. Зиме посвящены многие стихи и рассказы.

        Воспитание любви к русской природе, к Родине - одна из основных задач в обучении. Через творчество русских поэтов А. С. Пушкина, И.С. Тургенева, и композиторов П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, художника А. А. Пластова дети знакомятся с красотой родной природы, учатся наблюдать изменения в природе, знакомятся с русской культурой. Развивается речь детей, пополняется активный словарный запас, расширяется кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Fayl_1_Stihi_russkih_poetov_Dokument_Microsoft_Word.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

Межрегиональная научно-образовательная программа развития творчества и инноваций

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Качество - основной показатель профессионализма»

Урок литературного чтения.

Тема: «Стихи русских поэтов о зиме»

Автор работы: Костромина Ольга Владимировна

учитель начальных классов

Место выполнения работы:  ГОУ СОШ № 121

Санкт - Петербург

2011 год

Цель: обучать выразительному чтению и анализу литературных произведений.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с творчеством русских писателей;
  • Расширять кругозор детей;
  • Развивать речь детей, учить чувствовать красоту русского языка;
  • Учить наблюдать за изменениями в природе;
  • Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование:

  • Выставка книг русских поэтов;
  • Выставка творческих работ учащихся (рисунки, сочинения, поделки).
  • Мультимедийный проектор. Слайды с изображением русской природы;
  • Запись произведений П. И. Чайковского  «Времена года» и  Г.В. Свиридова «Метель»;
  • Зарисовка  «Зима в нашем городе»;
  • Портреты А.С. Пушкина и  И.С. Тургенева;
  • Репродукция картины А.А. Пластова  «Первый снег»

Ход урока:

  1. Проверка готовности к уроку.

Загадка.

Ежегодно приходят к нам в гости: один – седой, другой – молодой, третий – скачет, четвертый – плачет.

-О чем эта загадка? О временах года.

-Какое из времен года называют «седой»?

-Почему же зима седая?

Зима – старшая из сестер - времен года, ведь с неё начинается год. Любит русский народ зиму-зимушку, а особенно дети любят зиму.

-А чем вам нравится зима?

- А еще длинными зимними вечерами можно под завывание метели сидеть у окошка и читать сказки.

  1. Объявление темы.

- Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме и беседовать о природе зимой.

  1. Работа по теме.

1.Слушание музыки П. И. Чайковского.

Замечательный русский композитор П. И. Чайковский говорил, что восторг от созерцания природы огромен. Он действует на зрение, слух, обоняние, осязание.

- А теперь под чарующую музыку П.И. Чайковского мы мысленно представим картины зимней природы. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь».)

- О чем рассказала музыка?

- По каким еще приметам мы узнаем о природе Зимы?

2.Работа с пословицами.

- Вы хорошо рассказали о природе Зимы и легко дополните предложения, записанные на доске.

Мороз …  за нос хватает, а перед … шапку снимает.(ленивого, проворным)

Декабрь год …, зиму…. .(кончает, начинает)

- Что это за предложения? (пословицы)

- Какими словами дополнили пословицы?

- Как они называются? (антонимы)

- Прочитайте первую пословицу и объясните ее смысл.

- А теперь прочитайте вторую пословицу и подумайте, какими из слов

сечень, студень, лютень, снежень

можно заменить слова декабрь? (студень)

- Почему же на Руси так называли декабрь?

-Какой из зимних месяцев называется сечень?

- А какой лютень? (январь, февраль)

Вот такие звучные, красивые и точно определяющие характер каждого месяца названия давал русский народ братьям – месяцам.

3.Чтение стихотворения А.С. Пушкина «…Вот север тучи нагоняя…»

- Вы рассказали о природе Зимы прозой, послушайте, как об этом говорит А. С. Пушкин:

…Вот вечер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима.

-Прочитайте еще раз отрывок про себя и подумайте, почему автор называет зиму волшебницей?

-Подберите к слову «волшебница»  синонимы. (чародейка, кудесница, фея)

4. Зима в музыке, живописи.

- Действительно, зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года.

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах живописцев изображены картины русской природы. Зиме посвящены многие стихи и рассказы.

Не оставила равнодушным зима и нас с вами. В результате родились ваши творческие работы.

5. Слушание детей.

-А теперь послушаем, какие стихи вы подготовили к сегодняшнему уроку.  (Слушание детей)

- Ребята, назовите авторов стихов, которые вы прочитали. Попробуйте ответить, чем они похожи, что объединяет их? (Все стихи русских поэтов, они воспевают красоту русской природы).

6.Знакомство со стихотворением И.С. Тургенева «Первый снег»

-Готовясь к уроку, вы  выбирали наиболее понравившиеся вам произведения. Я хочу познакомить вас со стихотворением Ивана Сергеевича Тургенева «Первый снег».

- И.С. Тургенев родился в городе Орле (показ портрета), в 1818 году в дворянской семье, учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах - Московском, Петербургском, Берлинском.

И.С. Тургенев прославился как великий русский писатель, и вас еще жду встречи с его произведениями чуть позже. Но начал он свой литературный путь, как поэт.

Стихи И.С. Тургенева яркие, отличаются большой музыкальностью. Некоторые его стихи положены на музыку.

Чтение стихотворения.

- Кому понравилось стихотворение?

- Какие картины представили?

- Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, с каким чувством, с каким настроением встречает автор приход зимы?

- С чем автор сравнивает первые снежинки?

- Найдите олицетворение?

- Как вы понимаете выражение «румяные щеки красавиц вспыхнут»?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Кто попробует прочитать выразительно?

  1. Физминутка.

Физкультминутка проводится под музыку.

Работа по теме (продолжение).

7. Рисование иллюстрации.

- Ребята, попробуем нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению карандашом, а дома вы раскрасите.

Встреча с прекрасным пробуждает в нас ответные прекрасные, добрые, теплые чувства. Дома попробуйте сочинить своё стихотворение о зиме.

8.Демонстрация картины художника А. Пластова «Первый снег»

 

- Под впечатлением понравившейся литературы художники пишут картины, например: «Первый снег» А. А. Пластова. (Показ картины)

- Я предлагаю прослушать фрагмент вальса Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

  1. Итог урока.

- Вам понравился урок?

- Что было наиболее интересным?

- Что нового узнали?

- Вы хорошо сегодня поработали, молодцы.

- Пришла красавица – зима. Замахала волшебница своей рукавицей и укатала березки серебристым инеем, а на елочки  и сосенки надела снежные шубки. Метель разметала по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты. Алмазными  россыпями  сверкают сугробы. За эту красоту, за снежную прелесть мы и любим русскую зимушку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Разработка урока по литературному чтению "Стихи А.С.Пушкина о природе"

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»

Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Веселые стихи".

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Систематизация и обобщение знанийТема"Веселые стихи". Обобщение раздела "Из детских журналов".ЦельЗакрепить знания о творчестве...

Методическая разработка урока по литературному чтению «Русская сказка «Морозко». Характеристика героев»

В данном материале представлена технологическая карта урока, посвященного описанию и рассмотрению характеристик героев русской сказки. Применение данной технологической карты позволяет ее использовать...