Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Куруленко Елена Викторовна

Цели урока:

1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.

2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, видеть образность языка.

3. Научить выделять в стихотворении такое средство художественной выразительности, как олицетворение.

4. Прививать любовь к чтению, работать над развитием речи и обогащением словарного запаса учащихся.

5. Через постижение красоты родной природы воспитывать чувство любви к малой родине, чувство патриотизма.

 

Оборудование: репродукции картин художников И.И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь», И.И. Грабаря «Рябинка», «Осенний дуб», К. Васильева «Перед дождём»; музыкальное оформление урока – П.И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года», «Осенняя песня».

Учебное пособие: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 1, «В одном счастливом детстве», стр. 176-178

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по литературному  чтению в 3 классе

по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»

Цели урока:

  1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.
  2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, видеть образность языка.
  3. Научить выделять в стихотворении такое средство художественной выразительности, как олицетворение.
  4. Прививать  любовь к чтению, работать над развитием речи и обогащением словарного запаса учащихся.
  5.  Через постижение красоты родной природы воспитывать чувство любви к малой родине, чувство патриотизма.

Оборудование: репродукции картин художников И.И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь», И.И. Грабаря «Рябинка», «Осенний дуб», К. Васильева «Перед дождём»; музыкальное оформление урока – П.И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года», «Осенняя песня».

Учебное пособие: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 1, «В одном счастливом детстве», стр. 176-178

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели урока.

      Звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня»

У.- За окном середина осени. Природа, кажется, замерла в раздумье: расставаться с летом и встречать зиму или поважничать своей красотой, полюбоваться своим спокойствием и тишиной. Сегодня мы узнаем, как по разному относились к такому волшебному времени года, как осень, русские поэты. Начнём наш разговор, конечно же, с имени, всем вам уже хорошо известного, это Александр Сергеевич Пушкин.

2. Актуализация знаний.

У. – Подумайте, как Пушкин относится к осени?

Выразительное чтение стихотворения «Осень»

Д. – Поэту нравится осень.

У. – Почему вы так решили? Обоснуйте свой ответ, приведя цитаты  из стихотворения.

Д. – «Унылая пора!» - эта строчка записана с восклицательным знаком. «Очей очарованье» - то, что видит поэт вокруг себя, радует его глаз.

Д. – Далее поэт прямо говорит «Люблю я пышное природы увяданье…»

У. –Да, ребята, действительно, осень – это любимое время года

А.С. Пушкина, а теперь ещё внимательнее прочитайте стихотворение и найдите ответ на вопрос, что же больше всего привлекало Пушкина  в осени?

Д. – «В багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание» осени.

Д. – «…редкий солнца луч», «…первые морозы»

4. Этап формирования нового знания

У. – Обо всех проявлениях осени Пушкин говорит с любовью. Но почему зима угрожает?

Д. – произвольные ответы.

У. – Ребята, подумайте, может ли зима угрожать в реальности, в прямом смысле грозить кулаком.

Д. – Нет.

У.  – Как называется такой стихотворный прием, когда неживой предмет или явление выполняет действия, свойственные человеку?

Д. – это олицетворение.

У. – Что ещё олицетворяет в этом стихотворении Пушкин?

Д. – Поэт олицетворяет леса « …в багрец и золото одетые», «…ветра шум и свежее дыханье».

У. – Можно представить, что и осень и  приближающаяся зима выступают у поэта в роли одушевлённых предметов.

У. – Как вы думаете, что привносит особенного, необычного этот прием в стихотворение?

Д. – Читателю передаётся настроение поэта, он начинает вместе с автором сопереживать, сочувствовать или радоваться описанным событиям.

У. – Верно, ведь даже если кто-то из вас до этого времени не любил осень, прочитав это стихотворение и проникнувшись мыслями автора, вы  обратите внимание на красоту осенней природы, на особое состояние раздумий о прошлом.

5. Физкультминутка.

У. – Вот мы с вами выяснили, что любимое время года у А.С. Пушкина – это осень. А как вы думаете, можем ли мы узнать, как относился к осени ещё один не менее значимый русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт.

Что мы должны для этого сделать?

Д. – Прочитать его стихотворение.

У. – Верно, ведь лирический герой стихотворения, как правило, выражает мысли самого автора.

 Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

6. Этап первичного закрепления.        

У. – Реальная или сказочная картина встает перед глазами читателя?

Д. – Картина реальная, описано все, что происходит в природе осенью: поспевают ягоды и грибы, становится холоднее, перелётные птицы улетают на юг, листья становятся жёлтыми и красными, солнце светит всё реже.

У. – Какое настроение создает у читателя это стихотворение?

Д. – Настроение грустное, печальное, состояние потери чего-то важного, прощания с лучшими временами.

У. –Можно ли сделать вывод, как сам автор относится к осени?

Д. – Скорее всего, ему не очень нравится это время года, ведь по прочтении стихотворения читатель грустит, печалится, испытывает чувство расставания и тоски.

У. – Какая строчка этого стихотворения явно раскрывает читателю настроение лирического героя?

Д. – «В сердце только грустнее»

У.  – Ребята, посмотрите, использует ли К. Бальмонт в своем стихотворении олицетворение?

Д. – Да, в строчке «И заплачет спросонок» речь идет об осени, здесь автор олицетворяет осень, то есть наделяет её способностями, присущими человеку.

Д. – Автор пишет слово осень с большой буквы, как будто это чье-то имя.

У. – Для чего в этом стихотворении автор использует приём олицетворения?

Д. –Чтобы сопереживать осени, ведь тех, кто плачет, всегда жалко.

У. – Мы ещё раз убеждаемся с вами, что приём олицетворения авторы используют для того, чтобы затронуть «струны души» читателя, чтобы сделать образы ярче, заставить сопереживать. Но ведь сопереживать -  это не только вместе печалиться, но и вместе радоваться, испытывать гордость, восторг, счастье. Вспомните стихотворение Пушкина «Унылая пора!», ведь вслед за поэтом мы с вами любовались красотами осенней природы.

7. Этап рефлексии.

Выразительное чтение стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной».

У. – Вы прослушали ещё одно стихотворение, в котором звучит тема осени. Сейчас вы работаете в парах. Вам нужно найти приемы олицетворения в этом стихотворении.

По выполнению задания ответы детей и корректировка их ответов.

У. – Сейчас я обращаю ваше внимание на репродукции картин Левитана, Грабаря, К. Васильева. Определите настроение этих картин.

Какие картины соответствуют настроению стихотворения Пушкина, а какие настроению стихотворения К. Бальмонта.

И.И. Левитан «Золотая осень»   И.И. Левитан «Октябрь»

Ф. Васильев Перед дождём»    И.Грабарь «Осень»,   «Рябинка»

8.Подведение итогов урока:

У. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? Со стихами каких русских поэтов вы познакомились?  Какой теме посвящены эти стихотворения? Какой литературный приём помогает более полному раскрытию чувств и настроения автора?  Для чего авторы используют приём олицетворения в своих произведениях?

9. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной». Нарисовать рисунок «Моя осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Н.А.Некрасов Стихотворения" 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить знания учащихся о Н.А.Некрасове, его жизни и творчестве, учить выразительно читать и анализировать стихотворения "Школьник", "В зимние сумерки..."...

Конспект урока по литературному чтению в з классе.Осень в произведениях русских поэтов

Цель: создание условий для эстетического развития учащихся с помощью стихов об осени, музыки и осенних картин. Учебные задачи :...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...