Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Шакирова Нина Степановна

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi_pleshcheeva.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

                               

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2017

Тема: Стихи А. Плещеева о весне

Класс: 2

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихотворениями Плещеева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

 Планируемые результаты:

-личностные: проявлять познавательный интерес к литературному чтению, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование:  презентация,  учебник «Школы России» Литературное чтение 2 класс 2 часть

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Приветствовать учителя

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Речевая разминка.

Постановка учебной задачи

Практич.: чтение стих-я

а) Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

б) Читай считалку ясно, чётко.                                                           

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

- Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, познакомимся с новыми авторами и их произведениями.

Читать стихотворение

Читать с разной интонацией

Прогнозировать предстоящую работу на уроке

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к задания

П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач

3. Проверка д/з

4.Решение частных задач

Словесн.: слово об авторе

Словесн.: беседа

Практич.:выразительное чтение

Практич.:чтение стихотворение, подобрать к словам выражения

фронтальная

Словесн.:беседа

фронтальная

Практич.:составление рассказа о весне

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева                                                        (Слайд № 5)

- Что вы знаете об этом поэте?

Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад.  Это русский писательпоэтпереводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым.  В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник».

Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.

- Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

 - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

Сначала читаю стих-ие я, а потом 2-3 ученика.

- Что описывает поэт?

 (Приход весны)

- Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

- Найдите объяснение слова «лазурь»?                                           

(Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день)

- Прочитайте стих-ие выразительно. Читают 3-4 человека.

- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

 - Что сказано о лесе, о соловьях, о метели?

- Какие приметы весны мы можем слышать?

(Пение птиц, звон ручейков)

- Какую картину вы можете представить по этому стих-ию?

Физминутка

Стихотворение «Сельская песенка»

- На с. 113 прочитайте название стих-ия. Как вы думаете, о чем оно?

Читают стих-ие дети один человек.

- Слышали вы это стих-ие раньше? Кто помнит?

(стих-ие звучит в фильме 12 месяцев)

- Прочитайте стих-ие выразительно.

- Радуется поэт приходу весны или нет?

- В каких строках это выражено?

- Какие приметы весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них.

(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)

- Что означает слово «сени»? 

( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)

- Как вы думаете, почему автор дал такое название?

(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

- Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?

(Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(о ласточке)

(Гнездо деревенской ласточки                                                         

Гнездо городской ласточки                                                         

 Гнёзда ласточек – береговушек)                                                   

К сведению:  В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.

 Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

Слушать рассказ об авторе

Слушать чтение учителя

Отвечать на вопрос учителя, опираясь на ранее полученные знания.

Объяснять отдельные выражения в стихотворение

читать стихотворение

Составлять собственный рассказ о весне.

Находить строчки в стихотворение

Выразительно читать.

Читать стихотворение.

Находить близкие по значению слова.

Р: принимают и сохраняют уч задачу.

П: воспринимают информацию на слух

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к задания

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

5.Итог урок

Словесн.: ответы на вопросы

-Что узнали на уроке?

-За что вы похвалили себя?

-Какой раздел мы изучаем?

-Какие стихотворения мы прочитали?

-Кто их автор?

- Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.

Отвечать на вопросы

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6.Д\З

Д/З: выучить любое стихотворение А. Плещеева                    

Записывать д\з

Р: принимают и сохраняют уч задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс

Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: ·        познакомить учащихся с произведениями о маме;·...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Э.Успенского"

Тема: «Стихи Э.Успенского» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение став...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Успенского"

Тема: «Стихи Э.Успенского (продолжение)» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтени...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи В.Берестова"

Тема: «Стихи В. Берестова» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение стави...