Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: Поэты 20 века о родной природе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poety_20_veka_o_rodnoy_prirode.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.19

                        ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

                           ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

       ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет: 29

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Поэты XX века о родной природе»

Цели деятельности учителя: создание условий для обобщения у учащихся знаний о разделе «Поэтическая тетрадь»; расширения знаний о поэтах XX века; подготовки учащихся к контрольной работе по разделу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч., стр.119), презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический – проверка домашнего задания)

7 минут

(проверка домашнего задания)

Сегодня мы завершаем путешествие по  разделу «Поэтическая тетрадь». Давайте вспомним, что такое поэзия?

Прочитайте предложения:

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.

Что вы теперь скажете о поэзии?

Работа со словарем.

Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.

Известный педагог Василий Сухомлинский писал:

 «Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».

(проверяют домашнее задание)

- Стихотворное  творчество;  стихи, написанные поэтами.

(читают вслух по цепочке)

-Красота зимнего утра. Красота зимнего дня. Красота родной природы.

-Поэзия – одно из ярких проявлений красоты.

(читают вслух)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Какая проблема вытекает из этого высказывания?

Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь решить?

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

- Проблема человечности, красоты.

- Поэты.

-«Поэты о природе»

(ставят цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

35 минут

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.

Музыка Свиридов «Метель». 

(текст на карточках для чтения по цепочке)Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас". Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело.

Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. "Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу".

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

А теперь давайте послушаем, какой увидели поэты зимнюю природу.

(А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»)

Найдите в стихотворении олицетворение. Что такое олицетворение?

Метафора?

(С.А.Есенин «Белая берёза»)

Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение.

Музыка П.И.Чайковский «Апрель» Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна.

(А.Плещеев «Уж тает снег…»)

(И.Бунин «Прошли дожди»).

Минутка отдыха. Музыка Чайковский «Апрель» Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

Музыка Чайковский «Июнь». Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да это посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло выбрало ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов.

Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и Красному солнышку показывать.

Познакомимся со стихотворениями о лете.

(С.А Есенин «Топи да болота»)

Найдите олицетворения и метафоры.  

(Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»)

Назовите все средства художественной выразительности, которые здесь встречаются.

Объясните смысл названия. Почему автор называет природу суровой?

Музыка Чайковский «Октябрь». Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

У кого из поэтов осень была любимым временем года?  Как он её называл?

Какие стихи об осени вы знаете?

(Н.Рубцов «Сентябрь»)

Как поэт называет осень? Кто такие златогривые кони?

(Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»)

О чём сожалеет поэт? Что его радует?

 

Кто же выиграл в споре времён года? Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?

А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся. Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.

(слушают учителя)

(читают по цепочке)

(выразительно читают стихотворение)

-Олицетворение – это прием оживления неживого. (приводят примеры)

-Метафора – это перенос свойств одного предмета на другой. (приводят примеры)

(выразительно читают стихотворение)

(приводят примеры)

(читают по цепочке вслух)

(выразительно читают стихотворение)

(выполняют задание в соответствии с указаниями учителя)

(читают по цепочке)

(выразительно читают стихотворение)

-Олицетворение: «Елям снится»;«Слухают ракиты»;«Посвист ветряной».Метафоры:

«Плат небес» (платок);

«Меж лесных кудрей».

(выразительно читают стихотворение)

- Эпитеты: суровой, пуховой, твердый, простое, весеннего, светящейся, туманные, очарованных, беспредельных.

Метафоры: шарик одуванчика, клинок подорожника, в государстве ромашек, запрокинув лицо в небосвод, жизнь текла, заливая лучами кусты.

Олицетворения: воспитан природой; ручей, задыхаясь, поет; думу полей и дубрав.

- Чтобы объяснить смысл, нужно подобрать синонимы к эпитету суровый: простой, скромный; неброский, сдержанный.

(читают вслух по цепочке)

- У Пушкина. «Унылая пора, очей очарованье…»

(высказывают мнение)

(читают выразительно)

- Праздник на златогривых конях – деревьях.

(читают выразительно)

-Об увядающей природе, но его радует красота этого явления.

-Никто не победил.

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Я бы оставил себе отметку…потому что….

Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди.

Спасибо за урок, до свидания.

- «Поэты о красоте природы»

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применена технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир глазами поэтов. Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

урок посвящен теме олицетворения в стихотворениях русских поэтов и проходит в форме беседы с элементами исследовательской работы. ...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

Конспект урока по литературному чтению на тему «Ф. Кривин "Родная коробка"» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «Ф. Кривин "Родная коробка"» 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению с применением УУД по теме "Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»"

Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать  условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучение оцениванию своих поступков  и поступков в окружающе...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...