Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Чубрикова Елена Александровна

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

с мультимедийной презентацией, 2 класс.

Система Л.В. Занкова.

Учебник Свиридова В.Ю. "Литературное чтение. 2 класс".

Урок формирует интерес к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте, умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению. Решает предметные, личностные, метапредметные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc53 КБ
Файл prezentaciya_hokku.ppsx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

2 класс

Учебник: Свиридова В.Ю.  «Литературное чтение»

Тема урока: «Художественный  образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё».

Планируемые результаты урока:

  1. Личностные: сформировать интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

  1. Метапредметные:

регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

познавательные: понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

 коммуникативные: адекватно воспринимать содержание высказываний собеседников;

 высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

  1. Предметные: воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;

формировать умения осмысленного и выразительного чтения поэтических текстов.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, репродукции картин Nishi-Park-Fukuoka, Sacred-Bridge-in-Nikko, музыка Yuki Kajiura (Моя любимая медитация).

Этапы занятия

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Средства обучения

Формы деятельности

Методы обучения

Измерители

1. Организацион

  ный момент.

Что такое красота,

Каждый знает с детства.

Что такое красота,

Каждому известно.

Но бывает я и ты

Проходим мимо красоты.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

2. Мотивация.

      Беседа по вопросам учебника с.64.

- Расскажите, приходилось ли вам создавать красоту?

- Если вы создавали красоту своими руками, любовались чем-то красивым, а потом пытались выразить свои впечатления, то вы умеете действовать, как художник!

- Прочитайте вывод на с. 64. Что такое образ?

- Сегодня  мы  познакомимся  с  образами,  созданными  японскими поэтами

- Да. К праздникам помогаю украшать комнаты.

- К Новому году делаю украшения.

- Сажаю цветы на дачном участке.

- Наводить порядок – это тоже создание красоты.

 

- Образ – это не сам предмет, а его образ в нашей душе. Каждому видится своё. У каждого возникает свой образ.

Фронтальная

Беседа

Вопросы

3. Подготовка к восприятию текста.

- Япония – одна из самых развитых стран мира. Но древние традиции продолжают играть здесь важную роль. С одним из проявлений «загадочной японской души» мы сегодня познакомимся.

Подготовленные детьми сообщения.

-  На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна – Япония. Издавна ее называют «Страна восходящего солнца». Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца.

 - В сегодняшней Японии, в горных районах, сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука и бумаги. Японцы всегда стремились почувствовать себя частицей окружающей природы. Вот и дома они строили так, чтобы их легко можно было изменить, приспособить ко времени года. Обычная крестьянская хижина – одноэтажное деревянное строение, крытое тростником. Внутреннее пространство дома очень простое. Здесь нет мебели, к которой мы привыкли. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы.

- Жители страны очень любят красоту нетронутой природы и стараются сохранить ее или создать что-то, напоминающее ее даже среди высоченных небоскребов.

Мультимедийная презентация

 

4. Знакомство с текстом.

Чтение учителем.

6. Чтение произведение детьми.

Спящий мотылек!

Что увидел он во сне?

Крыльями взмахнул?

                                 (Тиё)

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке…

Это её душа.

                                  (Басё)

За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца…

У соседа воды возьму!

                                   (Тиё)

- Почему именно эти стихотворения я прочитала?

- Что мы уже знаем об этом жанре?

- Прочтите хокку друг другу. Какое малопонятное слово вам встретилось?

- Кто догадался, что такое бадья? Где нашли ответ?

- Посчитайте количество слогов.

- Почему такое несоответствие?

- В переводе могут быть некоторые неточности.

- Потому что это хокку. Это жанр японской поэзии.

- Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания.

- Формула хокку: 5+7+5=17 слогов.

 - Бадья.

- Бадья – это деревянное ведро. Оно изображено на странице учебника.

- В 1 хокку – 17 слогов.

- Во втором и третьем – 24.

- Может, из-за перевода?

Музыкальное сопровождение

Yuki Kajiura (Моя любимая медитация)

Фронтальная

Беседа

.

5. Обсуждение прочитанного.

- Что поразило автора каждого хокку, оставило след в душе?  

- Автора поразила красота природы.

- Природа поэтами изображена, словно живая.

- Мотылек, спит и видит сны, как человек.

- Ива имеет душу в образе соловья. Соловей поет красиво.

- Душа у ивы музыкальная.

- Герой третьего хокку не захотел тревожить растение.

Учебник «Литературное чтение»

Индивидуальная

Беседа

Вопросы учителя

6. Работа в группах.

- Убедитесь, что одинаковые слова у каждого рождают у каждого у вас разные образы. Сравните, послушав своего товарища, что он представляет, когда слышит слова: дерево, огонь, радость.

- Какой вывод можете сделать?

- А что такое образ? Где можно найти ответ на мой вопрос?

Ответы детей.

- Одинаковые слова у разных людей рождают разные образы.

- На с. 64: образ – это след предмета в нашей душе.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Прочитайте задание №3 на с. 65. Какие произведения нужно вспомнить, чтобы выполнить задание?

- «Ежик в тумане» и «Красота».

- «Денискины рассказы»

Фронтальная

С.65,

задание 3

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Оценивает работу учащихся на уроке, качество чтения.

Оценивают достижение поставленных целей. Проводят самооценку, взаимооценку.

Индивидуальная оценка

Беседа

Соответствие выполнения критериям оценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хокку - жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"

Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Уроки литературного чтения призваны продолжать обучение детей чтению, вести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произ...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...

Конспект урока по литературному чтению в з классе.Осень в произведениях русских поэтов

Цель: создание условий для эстетического развития учащихся с помощью стихов об осени, музыки и осенних картин. Учебные задачи :...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки«Музыкант»

Форма урока: урок изучения нового материала.Тема   В. В. БИАНКИ «МУЗЫКАНТ»Цели: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом  «Музыкант»Задачи урока:1. Учиться анализ...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант». Урок знакомит с творчеством Виталия Бианки и его рассказом "Музыкант". Урок позволяет р...