Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по разделу «Природа и мы". 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_24_04.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.19

ФИО учителя:  Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115

    ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в

Кабинет: 214

    ФИО методиста: Галлиулина Н. К.

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «Обобщение по разделу «Природа и мы»»

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание раздела «Природа и мы».

уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения;  

Личностные: 

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; 

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: УМК Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Фронтальная форма работы

-Доброе утро, ребята. Сегодня занятие литературного чтения проведу у вас я.
- Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        

Словесный:

Подводящий диалог.

4-5мин

Фронтальная форма работы

- проведем речевую разминку.

• Ру-ру-ру, ру-ру-ру –

Флаги вьются на ... (ветру).

• Ру-ру-ру, ру-ру-ру –

Скачет с сумкой ... (кенгуру)

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

-Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали?

-Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?

-Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте с ударением на одном слове( указывает учитель это слово).

- Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу – наш долг.

- Каких писателей вы знаете, которые с любовью и нежностью пишут о природе.

(Дети называют писателей.)

- Ребята, чьи произведения мы читали в этом разделе?

(Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.)

- Обратите внимание на выставку произведений этих писателей, на портреты.

- Какие их произведения вам известны?

- А сейчас давайте обратим свой взор на доску. Эпиграфом нашего урока будут замечательные строки.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

П:- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Ребята, скажите, что вы видите на доске?

(Рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы - озер, рек, гор)

- А животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа)

- Какой большой раздел мы изучали на предыдущих уроках?

-Ребята, как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения? О чём оно?

-Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».

Высказывают предположения

- Рассказ

Тема: «Обобщение по разделу «Природа и мы».»                                                                                          

Цель: закрепить знания полученные по разделу «Природа и мы»

П:- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Включение в систему знаний

Практич: чтение Т,

 сам.работа со словарем

Практич:  чтение и анализ Т

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

Практический: выборочное чтение, чтение в группах с анализом, поиск авторских оценок;

Частично-поисковый: чтение и анализ

Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

Фронтальная форма работы

– Как вы понимаете название раздела «Природа

и мы»?

- Сегодня мы будем играть, а затем проведем маленькую проверочную работу.

- Разделимся на команды. Во время игры вы будете совместно выполнять задания, и когда будете готовы сделаете специальный жест, оценивается правильность и скорость ответов.

Конкурс «Найди пару».

– Соедините автора с его произведением.

«Выскочка»

А. И. Куприн

«Кабан»

В. П. Астафьев

«Приемыш»

Е. И. Чарушин

«Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин

«Барбос и Жулька»

Мамин-Сибиряк

Конкурс «Назови произведения».

- Я дам определение произведению, а вы должны понять, что это за произведение и назвать его автора.

– Какое произведение открывает раздел?

– В этом произведении сорока лишилась хвоста.

– Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.

– Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

– Они были разными, но дружба их – крепкой.

– Он был приемным членом семьи, но очень любимым.

Конкурс «Бюро находок».

– Узнайте, из каких произведений эти предметы:

Норка.

Рога.

Хвост.

Миска.

Лодка.

Метла.

Конкурс «Узнай героя по описанию».

– Он серого цвета. «Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,– он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник-птица!»

– Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.

– Он, как человек, тосковал. «Выйдет этот на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…»

– Ей «было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать».

– Веселая она была, всем нравилась: «ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».

– Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.

Конкурс «Трудные слова».

– Объясните значения слов, записанных на карточках.

– Сталактит.

– Яр.

– Сайма.

– Марал.

– Заполошно.

– Фестон

- Молодцы. Вы хорошо потрудились, теперь вы должны поработать самостоятельно. Вам нужно ответить на вопросы теста и заполнить пропуски, где это необходимо. Приступаем к работе.

Проверочная работа по разделу «Природа и мы»

1.Соедините автора с его произведением:

Д. Н. Мамин - Сибиряк                                «Выскочка»

А. И. Куприн                                                 «Кабан»

В. П. Астафьев                                               «Приёмыш»

Е. И. Чарушин                                                «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин                                             «Барбос и Жулька»

2.В этом произведении сорока лишилась хвоста

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Соедините произведение и предмет:

Норка                                   Е. И. Чарушин «Кабан»

Рога                                      В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Хвост                                   Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Миска                                  М.М.Пришвин «Выскочка»

Лодка                                   А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

Метла                                  

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

  • Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица!...........................................................................................
  • Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………
  • Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………
  • Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………
  • Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………
  • Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов………………………………………………………………………

9.Объясни значения слов:

СТАЛАКТИТ - ……………………………………………………………………………..................

ЯР - …………………………………………………………………………………………

САЙМА - …………………………………………………………………………………………

МАРАЛ - …………………………………………………………………………………………

ЗАПОЛОШНО - ………………………………………………………………………………………

КАРЬЕР - …………………………………………………………………………………………

10. Подбери антонимы к словам:

СТРОГИЙ - …………………………………………………………………………

ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………

НАЧАЛЬНИК - ………………………………………………………………………

СХОДСТВО - …………………………………………………………………………

11.Подберите синонимы к словам:

 МУЧЕНИЕ - …………………………………………………………………………

УКРАДЕННЫЙ - ………………………………………………………………………

БАЛОВСТВО - …………………………………………………………………………

 - Сдаем листочки. Я проверю и скажу вам оценки на следующем уроке.

- наша связь с природой

 

Принимают установку

«Приемыш» Мамин-Сибиряк

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Е. И. Чарушин «Кабан»

М. М. Пришвин «Выскочка»

Д. Н. Мамин-Сибиряк«Приемыш».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Е. И. Чарушин «Кабан».
М. М. Пришвин «Выскочка».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
Е. И. Чарушин «Кабан».

– Это серый журавль. Из рассказа Е. И. Чарушина «Кабан».

– Жулька. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

– Лебедь. Из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

– Мама-стрижиха. Из рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
– Собака Вьюшка. Из рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».

– Барбос. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька

Объясняют значения слов:

– Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.
– Яр – крутой берег.
– Сайма – рыбацкая стоянка.
– Марал – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами.
– Заполошно – суматошно, неспокойно, взбал-машно.
– Фестон – один из выступов зубчатой каймы

Выполняют самостоятельную работу.

К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнерами

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осуществляют синтез

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах.

- Что дал вам этот урок?

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

•  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

- Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

Отвечают на вопросы.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщение к разделу "И в шутку, и всерьез" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:           Предметные:Знать: произведения...