Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и уважения к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать биографию автора, основные литературные термины;

Уметь анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.

Личностные:

- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- Проводить самооценку своих действий, поступков;

- Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2020

Школа: МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»

Класс: 4Б

ФИО учителя: Ярушина Ольга Алексеевна

ФИО студента: Саттарова Э. Х.

ФИО методиста: Батуева Л. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «С.Д. Дрожжин. «Родине»»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и уважения к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать биографию автора, основные литературные термины;
  • Уметь анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л. Ф. Климанова, презентация, раздаточный материал.


Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

беседа

1 мин.

- Присаживайтесь. Приведите свое рабочее место в порядок и проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Приветствие учителя. Приведение своего рабочего места в порядок.

Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция)

II. Актуализация знания и мотивация

Словесный:

беседа

10 мин.

- О чем мы разговаривали на прошлом уроке?

- Верно. У вас было домашнее задание выучить отрывок из стихотворения наизусть не менее 8 строк.

- Кто самый смелый и пойдет первый расскажет отрывок стихотворения «Русь» у доски?

- Взгляните на экран.

- Знаком вам этот человек?

- Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине».

О стихотворении Никитина «Русь».

Рассказывают отрывок стихотворения наизусть.

Нет.

П: использование знаково-символических средств,

подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

беседа

1 мин.

- Тема урока: С.Д. Дрожжин. «Родине».

- Какую цель поставим на этот урок?

Прочитать и проанализировать стихотворение Дрожжина «Родине».

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: упражнение

10-12 мин.

- Но прежде, познакомимся с небольшой биографией поэта.

- Перед вами листы о творчестве С.Д. Дрожжина (прием «чтение с пометами»).

БИОГРАФИЯ С. ДРОЖЖИНА

Спиридон Дрожжин. Этот поэт-самоучка, вышедший из крепостной крестьянской семьи, родился в первой половине 19-го века. Учился у деревенского дьяка (его еще называют церковным служителем) грамоте «две неполных зимы».

А в начале своего пути, он мальчиком был отправлен родителями в столицу на заработки. Добравшись до Петербурга, работал половым в трактире, где приохотился к чтению газет и журналов (многие тогдашние закусочные их, представьте, выписывали). У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет впервые будет сочинять стихи. В 1873 году в журнале «Грамотей» впервые появится его публикация.

В двадцатипятилетнем возрасте Спиридон Дрожжин напечатал свою – «Песню про горе добра-молодца». Его заветная книга «Песни крестьянина» и желание навсегда остаться жить в деревне вызвали неподдельный интерес у Льва Толстого, который не раз встречался с даровитым самоучкой.

Прожил восемь десятков лет, и умер в страшном 1930-м году, перед началом массового голода.

Задание: прочитайте текст, подчеркните важную информацию, расскажите друг другу о том, кто такой С.Д. Дрожжин. Оцените работы по предложенным критериям. Дополните таблицу еще одним критерием… (умение договариваться, умение выслушивать до конца и т.д.).

Критерии

Баллы

Скорость выполнения задания.

0 1 2

Выделение значимых существенных факторов из текста

0 1 2

Умение рассказать о поэте с отрывом от текста

0 1 2

- Молодцы. Теперь послушаем стихотворение С. Дрожжина «Родине». (Запись)

– Каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Прежде чем читать самостоятельно проведем словарно – лексическую работу. (Работа с толковым словарем Ожегова по рядам.)

- Встаем со своих мест и повторяем за героем. (видео-физкультминутка)

Знакомятся самостоятельно с биографией автора.

Молитвенно (с молитвой), чарующий (от чары – волшебство, колдовство), приветный (выражает добрые пожелания), гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения, чувство удовлетворения от чего-нибудь), гордиться (испытывать гордость от чего-нибудь).

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: формировать собственное мнение и позицию

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический: упражнение, работа с учебником

10 мин.

Вторичное чтение детьми и беседа по содержанию стихотворения.

- Какие картины вы увидели вместе с поэтом?

- Перечитайте стихотворение и выберете картину, которая лучше всего вам представилась.

- Прочитайте этот отрывок, постарайтесь объяснить, почему эта картина представилась ярче?

- Что нового вы открыли для себя, когда перечитали стихотворение?

- Обратите внимание, как начинается каждое четверостишье.

- Как поэт относится к родине? Что вам подсказало? Приведите примеры.

- Какие слова находит поэт для того, чтобы передать свои чувства?

- Близки ли вам эти мысли?

- Какой изображает автор родную землю?

- Объясните слова поэта: «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».

- Как относиться поэт к своему народу?

- В каких строках поэт выразил главную мысль?

- Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так выразительно написать о Родине?

Отвечают на вопросы учителя.

Словами как, когда, каким. Это придает тексту дополнительную выразительность.

С любовью, с чувством гордости, с чувством восторга, с чувством свободы: «как не гордиться мне тобой», «как хороша ты», «каким восторгом мою грудь ты наполняешь мне».

«Как не гордиться», «родной», «молитвенно», «чарующий», «бодро дышится», «восторгом» и т.д.

Просторной, свободной, красивой, чарующей, мощной, сильной.

Для автора это не просто шелест, а голос его Родины. Автора переполняют чувства от общения с природой родного края. Простор не только зрительно видит просторы своей Родины, но и воспринимает её слухом.

С уважением, с любовью (конец третьей и четвертая строфа)

В последней строфе.

Любящим свою Родину, чутким, внимательным.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

VI. Самостоятельная работа

Словесный: беседа

Практический: упражнение

5 мин.

  • - Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл. Работать вы будете в парах. Напомните основные правила работы в паре.

http://doc4web.ru/uploads/files/23/22835/hello_html_6e91cbee.gif

- Проверяем. Какая концовка у 1 пословицы? 2? 3?

Самостоятельно работают в парах.

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: упражнение

3 мин.

- Ребята, как вы прочитайте стихи Дрожжина?

- Следует ли увеличивать или уменьшать силу голоса при чтении? Читать громко или тихо?

- В каком ритме вы будите читать это стихотворение? Быстро или медленно?

Какое настроение нужно выразить при чтении?

- Какую интонацию вы выберете?

- Читаем стихотворение, подчеркивая интонацией любовь к Родине. Постарайтесь выразить восхищение, восторг.

[Выразительное чтение детьми]

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Д. Дрожжина «Родине».

Отвечают на вопросы учителя.

Выразительно читают стихотворение.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин.

- О чем стихотворения, которое мы читали сегодня на уроке?

- Какие чувства они у вас пробудило?

- Какая цель стояла перед нами на уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Продолжите предложенные на доске фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я понял…

На уроке я почувствовал…

Мне урок (не) понравился, потому что…

- Урок подошел к концу. Приготовьтесь к следующему уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют свою деятельность на уроке.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""

Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...

Конспект урока по литературному чтению по теме «Путешествие в страну Фантазия»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: обобщение изученного и прочитанного по разделу «Страна Фантазия».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов Кира Булычева, Евгения Велтистова; осо...

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.Д. Дрожжин «Родине»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...