Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Лопатина Екатерина Николаевна

    Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_liter.chteniya_3_kl.doc66.5 КБ
    Office presentation icon literatur._chtenie.ppt1.67 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

                       Конспект открытого урока по литературному чтению.

                       

                  Тема.  Великие русские писатели

                             (обобщающий урок).

                       Составитель. Учитель начальных классов-

    Лопатина Екатерина Николаевна

                           Класс. 3 «А»

                           Дата проведения. 10.12.09

                                              2009/2010 учебный год

                                       Тема урока: «Великие русские писатели»

    Цели и задачи урока:

    1. обобщить знания детей по разделу;
    2. развивать речь учащихся и навыки выразительного чтения;
    3. прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

                                                   Ход урока.

    1. Оргмомент.

    2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.

    Демонстрация 1 слайда. (Приложение 1)

    1). Ученики читают стихи:

        Встреча с книгой, что с другом,

        Для всех словно праздник,

        А для детской души

        Это нить Ариадны,

        Что ведет их от сказок
       Былин и преданий.

        Книги учат детей

        Всем премудростям жизни –

        Как быть человеком,

        И быть нужным Отчизне,

        И как правду от лжи

        Все должны отличать,

        Как бороться с врагом

        И как зло побеждать.

    2).Слово учителя: - Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. Но прежде давайте разгадаем кроссворд и вспомним их имена.

    3).Разгадывание кроссворда.

    Демонстрация 2-9 слайдов с кроссвордом. (Приложение 1)

           По вертикали:

    1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль)
    2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а … (Иносказательно).
    3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)

    По горизонтали:

    1. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)
    2. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
    3. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался  театром. (Крылов)
    4. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)

               - Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздничный урок.

                 (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)

            4). Конкурс чтецов стихов М.Ю.Лермонтова.

    Демонстрация 10 слайда. (Приложение 1)

               -  Ребята, а сейчас у вас есть возможность поучаствовать в конкурсе и рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое вам больше всего понравилось. (Прослушивают 4-5 человек. Затем обсуждают и называют лучшего чтеца)

           

             5). Восстановление стихотворения детьми.

    Демонстрация 11 слайда. (Приложение 1)

               - Вы хорошо выучили стихотворения, а сейчас попробуйте вспомнить и восстановить стихотворение, переделав данный текст.

                А с рассветом на село;

                На поля, на пустынный сад;

                Ночью бушевала буря;

                Понесло первым снегом.

    Дети восстанавливают текст.

     Демонстрация 12 слайда. (Приложение 1)

               

                 Ночью буря бушевала,

                 А с рассветом на село,

                 На поля, на сад пустынный

                 Первым снегом понесло.

       

                - Давайте вспомним биографию очень интересного человека и великого русского писателя  с творчеством, которого мы знакомились на уроках.

             6). Рассказ детей о Льве Николаевиче Толстом.

    Демонстрация 13 слайда. (Приложение 1)

       

                 Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

               И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

               В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь …

                И вот теперь оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

                 Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным,  ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

                Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

               Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

             «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он – меня зовут … (Львом Николаевичем), так и зовите меня.

              - Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились. («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и т.д.)

             - Знаете ли вы, как играл Л.Н.Толстой со своими учениками? Сейчас мы поиграем в эту игру.

             7). Физминутка.   Игра «Метелица».

    Демонстрация 14 слайда. (Приложение 1)

              Дети встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны. Они поют:

                 Вдоль по улице метелица метет,

                 Скоро все она дорожки заметет.

                 Ай, жги, ай, жги, говори.

                 Скоро все она дорожки заметет.

              Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.

                 

                 Запряжем мы в сани лошадей,

                 В лес поедем за дровами поскорей.

                 Ай, жги, ай, жги, говори.

                 В лес поедем за дровами поскорей.

    Дети в припрыжку бегают все скорее и скорее.

                 Рысью друг за другом поспешим

                 И скорехонько до леса докатим.

                 Ай, жги, ай, жги, говори.

                 И скорехонько до леса докатим.

    Внезапно останавливаются, идут медленнее – приехали в лес.

                  Топорами мы ударим дружно враз,

                  Только щепочки по лесу полетят.

            Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов, все устали от работы.

     

                   А из леса мы тихонечко пойдем

                   И в ладоши так пришлепывать начнем.

                   А ногами-то притопывать все враз.

                   Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

       

                8). Викторина по басням И.А.Крылова.

    Демонстрация 15 слайда. (Приложение 1)

                    Учитель:          …Ох! Басни смерть моя!

                                             Насмешки вечные над львами! Над орлами!

                                             Кто что ни говори:

                                             Хотя животные, а все-таки цари!

               - Четыре вопроса – четыре ответа. Какой ответ соответствует вопросу?

    Демонстрация 16 слайда. (Приложение 1)

       

    • «Кумушка мне странно это

           Да работала ль ты в лето?»

             (Стрекоза и Муравей)

    • «Соседка перестань срамиться

    Тебе ль с слоном возиться?»

          (Слон и Моська)

    •  «Соседка, слышала ль ты добрую

            молву? Ведь кошка, говорят

            попалась в когти льву?»

              (Мышь и Крыса)

    • «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» (Свинья)
    • «Не радуйся, мой свет…

    И не  надейся по-пустому»

    • «До того ль, голубчик, было?

    В мягких муравах у нас –

    Песни, резвость всякий час,

    Так что голову вскружило».

    • «Вот то-то мне и духу придает,

    Что я совсем без драки,

    Могу попасть в большие забияки».

    •  «Я не приметила богатства никакого».

    - В какой басне была такая мораль?

       Демонстрация 17-19 слайда. (Приложение 1)

           

    «Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдет,

    И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)

    «Беда, коль сапоги начнет печи сапожник,

    А сапоги тачать пирожник:

    И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)

    «Случается нередко нам

    И труд, и мудрость видеть там,

    Где стоит только догадаться,

    За дело просто взяться». («Ларчик»)

    9). Викторина  по творчеству А.С.Пушкина.

    Демонстрация 20 слайда. (Приложение 1)

     Учитель:

    - Где родился А.С.Пушкин? ( В Москве.)

    - Когда он родился? (6 июня 1799 г.)

    - Как ласково называла его няня?  (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

    - Кто сказал (ну, без подсказки): « Что за прелесть  эти сказки?»

                                                             Ну что ж, отправляемся смело вперед,

                                                             Нас пушкинских сказок ждет городок.

    Демонстрация  21 слайда. (Приложение 1)

    - Узнайте сказку по картинке.

                Бочка. («Сказка о царе Салтане»)

                Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

                Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и работнике его Балде»).

                Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

                Петушок. («Сказка о золотом петушке»).

    - Какие отрывки из сказок  вы можете вспомнить?

    3. Подведение итогов.

    Демонстрация  22 слайда. (Приложение 1)

    - Что вам особенно запомнилось?

    -Что произвело большое впечатление?

    Демонстрация  23 слайда. (Приложение 1)

    5. Домашнее задание.

    - Ребята, сегодня будет необычное задание. Давайте попробуем написать письмо в прошлое писателям, о которых сегодня говорили. Подумайте, что хотелось бы вам сказать, за что поблагодарить их.

    4. Выставление оценок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

    На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

    3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

    Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

    3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

    Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...

    Конспект по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс Школа России

    Конспект по литературному чтению "Великие путешественники"  3 класс Школа России...