Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_skazka.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению
    «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

    Тема урока: УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь». 

    Цели: познакомить учащихся с бурятской народной сказкой «Медведь»; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.

    Планируемые результаты:

    Познавательные: умение выявлять сущность, анализировать; формулировать выводы, обосновывать свои суждения;

    Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе;

    Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять личностную рефлексию;

    Личностные: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

        

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    - Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна, этот урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

    II.  Постановка целей и задач урока

    ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока

    - познавательную деятельность

     - На уроках литературного чтения вы знакомились с русскими народными сказками, литературными сказками русских писателей.

    Вспомните, какие сказочные приметы присущи русским народным сказкам? (троекратное повторение, добро всегда побеждает зло, у главного героя есть помощники, волшебные слова, три части: зачин, основная часть, концовка)

     - Какие сказочные герои есть в русских сказках? (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Иван – царевич, Иван - дурак, Василиса – прекрасная и т.д. )

    Во многих сказках встречаются такие слова. Кто знает, что они обозначают? (Туесок – небольшой берестяной короб, деревянная утварь – деревянная посуда, подворье – постоялый двор для купцов, амбар – холодное складское помещение, мошна – мешок для хранения денег)

    - Замечательно, вы столько всего знаете о сказках.

    - Вы наверняка знаете, что у каждого народа есть свои сказки, и сегодня мы с вами окунемся в мир бурятской сказки.

    В.Р.: Рассказ учителя (звучит музыка)

    Перенесёмся на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном просторе. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыхания людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника.

    Все сидящие в юрте, затаив дыхание, слушают сказку и мысленно переносятся в необыкновенную действительность... И особенно детишки.

    - Сегодня, я хочу познакомить вас с одной бурятской народной сказкой, а как она называется, вы должны догадаться сами. Для этого посмотрите на слайд и скажите, что объединяет эти картинки (мед, малина, берлога) (Медведь)

    - Да, мы познакомимся с бурятской народной сказкой «Медведь»

    IV. Первичное восприятие нового произведения

    ОДЗ: организовать работу по восприятию художественного произведения

    В.Р.: Фронтальный опрос

    - И так, давайте начнем читать сказку. Читать ее будем по частям. Я начну, а позже кто-то один из вас продолжит. Поэтому слушайте внимательно.

    Жил-был бедный посудник.

    Чтение продолжает ученик

    С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
    Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок, увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
    – Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.

    - Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? (Спросить 3-х человек)

    - Давайте продолжим чтение.

    – Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
    И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.

     - Как вы думаете, с какой целью он опять пошел к красной березе? Попытайтесь предугадать ход событий.

    - Вам интересно, для чего на самом деле он пошел к березе? Давайте прочитаем.

    – Хочу быть царем! – говорит.
    Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство, даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь.

     - Как вы думаете, что подумал новоиспеченный царь? Чего он испугался? Что решил предпринять?

    - А что же случилось на самом деле, мы сейчас узнаем.

    А раз так, решил он срубить красную березу. Сказано– сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление.

    - Ребята, скажите, что вам напоминает эта сказка? Почему, обоснуйте.

    - Как закончилась сказка Пушкина?

    - А как, по-вашему, закончится эта сказка? И сейчас я предлагаю вам придумать свой финал для этой сказки. Я предлагаю вам поработать в группах. Объединитесь в группы и покажите готовность.  Сколько времени вам потребуется для выполнения этого задания?  Каждой группе нужно придумать свой финал сказки, после того как вы будете готовы, вы поднимаете руки и в конце мы заслушаем каждую группу.

    - Давайте прочитаем настоящий финал сказки.

    Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
    – Оглянитесь на своего царя.
    Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
    Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, так рассказывает таежный народ.

     - Ребята, что общего в финале сказки и финале, который придумали вы.

    - Почему в сказках разных народов общие сюжеты?

    V.  Обобщение.

    ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения

    - Ребята, посмотрите на слайд. Сейчас я буду задавать вам тонкие и толстые вопросы. Ребята, а кто знает, чем тонкие вопросы отличаются от толстых?

    - Сейчас мы ответим на эти вопросы, а вы попробуйте догадаться, чем они отличаются друг от друга.

    Тонкие вопросы

    Толстые вопросы

    Кто главный герой сказки?

    В чем различие между бедным посудником и богатым купцом?

    Чем он занимался?

    Предположите, как сложилась бы дальнейшая жизнь героя без чудесной встречи?

    Когда произошли изменения в его жизни?

    Что было бы, если б посудник  загадал другие желания?

    - Ребята, кто может объяснить, чем отличаются толстые и тонкие вопросы? (На тонкий вопрос мы можем ответить из текста, а толстый требует рассуждения)

    1. Рефлексия.

    - Сейчас, я предлагаю вам охарактеризовать главных героев, но не просто, а с помощью синквейна.

    - Кто знает, что такое синквен?

    Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в котором первая строчка – существительное, вторая – два прилагательных, третья – три глагола, четвертая – предложение из четырех слов и пятая существительное – синоним к первому.

    - Давайте, попробуем составить синквейн к слову береза

     (Составляем вместе с учащимися)

    - А теперь, самостоятельно попробуйте составить синквейн к слову посудник.

    (Несколько учащихся зачитывают свои работы)

    - Молодцы, вы отлично справились с заданием.

    - Есть русская пословица «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А в чем урок этой сказки?

    - А теперь подведем итоги нашей работы, выберите любое начало предложения и продолжите его.

    Мне больше всего удалось ...
    Я  могу себя похвалить за…
    Я  могу похвалить одноклассников за...
    Меня удивило…
    Для меня было открытием то, что ...
    На мой взгляд, не удалось…, потому что…
    На будущее я учту…

    1. Домашнее задание.

    Изобразите проблему текста при помощи рисунка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

    План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

    План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

    План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

    Конспект урока по литературному чтению. Тема: «ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.«Сказка про белого бычка»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 1 «г»Тема: «ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.«Сказка про белого бычка»Цель:. создать условия для формирования понятия «докучная сказка»Планируемые результаты: Предметные: ·...

    Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

    Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...