Главные вкладки

    Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
    статья по теме

    Селивёрстова Людмила Александровна
     
    Актуальность, научно-практическая значимость................................
    Теоретическая база...................................................................................
    Этапы исследовательской деятельности...............................................
    Методические рекомендации …………………………………………………...
    Методика развития исследовательских умений и навыков …………………..
    Преимущества данного метода …………………………………………………
    Выводы …………………………………………………………………………
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty._opisanie.docx88.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ №1987

    г. Москва

    Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА

    Селивёрстова Людмила Александровна,

    учитель начальных классов


    Оглавление

    1.

    Введение (актуальность, научно-практическая значимость) …………………

    3

    2.

    Теоретическая база ………………………………………………………………

    4

    3.

    Этапы исследовательской деятельности  ………………………………………

    6

    4.

    Методические рекомендации …………………………………………………...

    9

    5.

    Методика развития исследовательских умений и навыков …………………..

    16

    6.

    Преимущества данного метода …………………………………………………

    22

    7

    Выводы …………………………………………………………………………

    25

    8.

    Список литературы ………………………………………………………………

    26

    9

    Приложение………………………………………………..

    ………………………………………………………………….

    28


    Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются.

    С.Л.Рубинштейн.

    Введение

    Человек обучается и воспитывается всю жизнь. Это для него – биологическая и социальная необходимость, ибо только так мы можем выживать и ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Даже на уровне биологического существования процветающими оказываются те виды, которые быстрее и успешнее перестраиваются под изменения окружающей среды. Это называется естественным отбором.

    Конечно, человеческое общество существует по другим законам, но необходимость идти в ногу со временем пока никто не отменял. С другой стороны, наше развитие всегда требует большего, чем элементарное приспособление, ведь главное предназначение человека - реализовать заложенные в нем самой Природой созидательные способности. А для этого он должен быть воспитан гармоничной, высоконравственной, творческой личностью. И конечно, личностью деятельной.

    За последние два десятилетия наша страна пережила череду социальных и экономических потрясений. Изменения жизненного уклада происходят с такой скоростью, что часто даже государственные структуры не успевают должным образом на них реагировать.

    Что же касается образования с его традиционно консервативным укладом, то оно переживает нынешние времена особенно болезненно. Агрессивная пропаганда бездуховности, попытки замены в нашем обществе устоявшихся нравственных ориентиров на принцип «Все разрешено, что не запрещено» дезориентирует часто даже взрослых, не говоря уже о детях. Поэтому в современном Российском государстве назрело острое противоречие между традиционными формами обучения детей и реалиями бурно изменяющейся действительности.

    В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.

    Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребѐнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаѐт условия для того, чтобы психическое развитие ребѐнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я

    знаю,  для  чего  надо  то,  что  я  познаю,  где  и  как  я  могу  эти  знания  применить. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

    Теоретическая база

    Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации исследовательской деятельности. Для этого сравним универсальные учебные действия с общими исследовательскими умениями и навыками.

    УУД

    Исследовательские умения и навыки

    Личностные

    (самоопределение,

    Самоконтроль и самооценка

    смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)

    Регулятивные

    (целеполагание,

    Умение ставить  цель  и  планировать  свою работу

    планирование,  прогнозирование,  контроль, коррекция, оценка, волевая

    саморегуляция

    Коммуникативные

    Задавать вопросы

    (планирование учебного сотрудничества,

    постановка вопросов,

    разрешение конфликтов,

    Умение доказывать и защищать свои идеи

    управление  поведением  партнера,  умение выражать свои мысли)

    Познавательные: (общеучебные):

    самостоятельное выделение и

    формулирование познавательной    цели, поиск и  выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

    конкретных условий;

    логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных

    связей, доказательство; выдвижение

    гипотез и их обоснование;

    действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное

    создание способов решения проблем творческого и поискового

      характера)

    Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов

    Умения    и    навыки    структурирования

    материала

    Уметь   давать   определение   понятиям;

    классифицировать;

    умения делать выводы и умозаключения

    выдвигать гипотезы

    умение видеть проблемы

    Глядя на эту таблицу мы видим, что УУД тесно связаны с исследовательской деятельностью. Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной

    исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод  проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать  узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование. В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер получаемых знаний, могут быть названы:

    - высокая степень самостоятельности; инициативность учащихся и их познавательной мотивированности;

    - развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;  

    - приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

    - межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

    Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.

          Работу строю так, чтобы ученик

    а) получал знания;

     б) чувствовал свой рост;

    в) уважал себя как личность.      

    Это возможно, когда

    1. четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
    2. детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
    3. есть контакт учителя с детьми;
    4. исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
    5. у ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)

    Этапы исследовательской деятельности

    Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:

    Учитель

    Ученики

    1-й этап (погружение)

    Формулирует:

    Осуществляют:

    1.

    проблему,

    личностное присвоение проблемы,

    2.

    сюжетную ситуацию,

    вживание в ситуацию,

    3.

    цель и задачи.

    принятие, уточнение и конкретизацию

    целей и задач.

    2-й этап (организация деятельности)

    Организует деятельность –

    Осуществляют:

    предлагает:

    4.

    организовать группы,

    разбивку на группы,

    5.

    распределить роли в группах,

    распределение ролей в группе,

    6.

    спланировать деятельность по

    планирование работ,

    решению задач исследования,

    7.

    возможные формы презентации

    выбор формы и способа презентации

    результатов.

    результатов.

    3-й этап (осуществление деятельности)

    Активно не участвует …

    Работают активно и

    самостоятельно!

    8.

    но консультирует учащихся по мере

    каждый в соответствии со своим

    необходимости,

    амплуа и сообща,

    9.

    ненавязчиво контролирует,

    консультируются по необходимости,

    10.

    дает новые знания, когда его

    «добывают» недостающие знания,

    ученики просят об этом,

    11.

    репетирует с учениками

    готовят презентацию результатов.

    предстоящую презентацию

    результатов.

    4-й этап (презентация)

    Принимает отчет …

    Демонстрируют:

    12.

    обобщает и резюмирует

    понимание проблемы, цели и задач,

    полученные результаты,

    13.

    подводит итоги,

    умение планировать и осуществлять

    работу,

    14.

    оценивает умения общаться,

    найденный способ решения

    слушать, обосновывать свое

    проблемы,

    мнение, терпимость и др.,

    15.

    акцентирует внимание на

    рефлексию деятельности и результата,

    воспитательном моменте, умении

    работать в группе на общий

    результат и др.,

    16.

    дают взаимооценку деятельности и еѐ

    результативности

    Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:

    • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
    • умение управлять голосом (говорить чѐтко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
    • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

    А, принимая во внимание, что в результате проведѐнных исследований ребѐнок получает не только определѐнный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырѐх лет обучения в начальной школе.

    Данные умения формируются с первых дней обучения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формируют необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, (построение высказываний, обращенность, адресованность высказывания, внимательное слушание от начала и до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону, содержание высказываний (доказательность, обоснованность предлагаемой точки зрения, положительная направленность, доброжелательность высказываний).

           Усвоение правил систематически осуществляется в различных способах учебных взаимодействий в процессе обучения: в диадах (учитель – ученик, ученик – учитель), в малых и средних группах по 4-8 человек (ученик – группа учеников, учитель – группа учащихся), во всем классе (учитель – ученики).

    Значение совместной деятельности учащихся трудно переоценить. Ведь стремительное развитие электроники привело к тому, что дети, научившись общаться с компьютерами, испытывают дефицит общения. Они не могут играть в коллективах, почти не читают книг. Отсюда конфликты, разобщенность, скудный словарный запас, что крайне отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

    Исследовательская деятельность способна, на мой взгляд, компенсировать данные издержки быстро изменяющейся действительности. Она способствует развитию мышления учащихся (умение провести анализ, синтез, классификацию, сопоставление, сравнение, обобщение).

    В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

    • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
    • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
    • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

    Исследования можно классифицировать по-разному:

    • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные); 
    • по месту проведения (урочные и внеурочные); 
    • по времени (кратковременные и долговременные); 
    • по теме (предметные или свободные); 
    • по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);
    • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

    Методические рекомендации

    Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

          Условия формирования исследовательских умений младших школьников.

          Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

    Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и способностей, способов саморазвития и самосовершенствования.

    Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

    Психологический комфорт. Одна из задач учителя  поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать,

    двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

    Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творческий работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

    Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

    В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:

    • проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
    • уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; вывод под руководством учителя);
    • кратковременными    наблюдениями-исследованиями    с    описанием   (под руководством учителя)

    В первом классе на уроке возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии.

    Со второго класса можно организовать специальные занятия по исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности – 1 час в неделю. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа может осуществляться по следующим направлениям:

    1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.
    2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. Например,  учитель  подводит  учащихся  к  теме  исследования  «Наша  школа».  В процессе полилога учащиеся формируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью  знать  историю  своей  школы  и  отсутствием  знаний  по  данной  теме). Ставится  цель:  организовать  поиск  сведений,  связанных  с  разными  сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.

    Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

    1. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

    Приведу пример.

    Урок по «Окружающему миру» Тема: «Наша дружная семья»

    Цель урока:

    • дать понятие «семья».

    Задачи урока:

    • ввести понятие «культура общения»;
    • развивать интерес к следовательской деятельности;
    • развивать коммуникативные умения;
    • обсудить с детьми правила культуры общения в семье;
    • воспитывать уважение к мнению других;
    • воспитывать чувства любви и гордости за свою семью. Оборудование: учебник А.А.Вахрушева «Окружающий мир», 2 класс, карточки 

    План урока

    1. Оргмомент
    2. Постановка проблемы: «Что я знаю о своей семье»?
    3. Составление плана-исследования:

      а) количество человек в семье

      б) имена членов семьи

            в) чем занимаются (работают, учатся)

           г) как проводят свободное время

           д) традиции семьи

           е) мои обязанности по дому

    1. Работа в группах
    2. Обобщающая беседа
    3. Итог урока
    4. Д/з

    Ход урока

    I. Оргмомент

    II. 1. Целеполагание

    • Прочитайте тему нашего урока и подумайте, что вы уже знаете о семье? (Учитель коротко записывает на доске результаты «мозгового штурма»)
    1. Постановка проблемы
    • Что хотели бы узнать?

    (Учитель записывает все вопросы детей)

    (1. Сколько человек в семье? 2. Что любят делать? 3. Что такое семья? 4. Какие традиции есть в семье? 5. Почему дружная семья? 6. Что такое культура общения в семье? и т.д.) Вот на эти вопросы нам и придется найти сегодня ответ.

    1. Работа с учебником с 46
    • Рассмотри рисунок и расскажи о семье наших героев: Сережи и Нади. III. Работа в группах (Повторение правил коллективной работы)

    1-ая группа работает над определением «Что такое семья»? Выбирает из предложенных наиболее точное. Обосновывает свой ответ.

    2-ая группа отвечает на вопрос «Что такое традиция»? Обсуждают традиции семьи 3-ая группа отвечает на вопрос «Что такое культура общения»? Составляет правила общения в семье.

    IV. Фронтальная работа

    Каждая группа готовит сообщение по данным вопросам и обосновывает свою точку зрения.

    V. Итог урока

    - Давайте вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа.

    Целеполагание. Найти ответы на вопросы. Как? Подумать, спросить у взрослых, понаблюдать.

    VI. Д/з. Составить рассказ о своей семье (сколько человек, как зовут, чем занимаются, как проводят свободное время, традиции, моя обязанности на дому).

    1. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах

    исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

    На уроке литературного чтения при изучении сказок В.Даля «Девочка Снегурочка» и В.Одоевского «Мороз Иванович» можно провести сравнительный анализ соответствующих им народных сказок « Девочка Снегурочка» и «Морозко». В процессе сравнения дети увидели отличие народной сказки от литературной, а также их сходство.

    1. На занятиях могут предлагаться задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; могут изучаться логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; могут предлагаться для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Желательно проводить работу по выявлению причинно-следственных связей, обучению приемам наблюдения и описания.
    2. Осуществление подготовки самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя и с помощью родителей.

    Например. 3 класс. Тема «Моя родословная». В начале года проводится родительское собрание на тему «Родительский дом – начало начал». В течение двух месяцев учащиеся вместе с родителями собирали информацию о своих предках и совместно готовили презентацию о своей семье, которая состояла из генеалогического древа семьи. Каждая семья работала над проектом родового герба. Во время исследования дети познакомились с историей возникновения своей фамилии и имени. Интересны были рассказы детей об их предках, о праздниках и традициях в семьях, о семейных реликвиях. Каждый из учащихся готовил послание для своих потомков.

    Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

    В 3-ем классе можно продолжить теоретические и практические занятия по исследовательской деятельности (1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности).

    1. На занятиях желательно знакомить учащихся с теорией исследования, структурой, методами исследования (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования. На занятиях используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
    2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен раньше). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
    3. В третьем классе учащиеся уже могут самостоятельно осуществлять долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирование. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.

    4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

    В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели.

    Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft World (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.

    Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

    Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

    -конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

    • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;
    • выступления, как правило, для определенного круга  своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой – представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
    • выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

    Некоторые рекомендации для проведения самостоятельной исследовательской практики школьников в 4 классе.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

    Основные этапы исследовательской работы:

    1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
    2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
    3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
    4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
    5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
    6. Определить последовательность проведения исследования.
    7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
    8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
    9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

    10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

    Правила выбора темы

    Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

    Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

    Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

    Составление плана работы над исследованием

    1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------
    2. Прочитать-------------------------------------------------------------------
    3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------
    4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------
    5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------
    6. Провести эксперимент------------------------------------------------------
    7. Сделать математические расчеты--------------------------------------
    8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------
    9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

    Подготовка к защите исследовательской работы

    Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

    Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

    Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

    Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

    Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

    Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

    Шаг 7. Сделать выводы.

    Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

    Шаг 9. Подготовить текст доклада.

    Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

    Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

    Можно указать следующие темы, выбираемые учащимися для проведения исследования: «Моя семья», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Свойства …(бумаги, ткани и т.п.)»; «История … (слова, цифр, растений, открытий)»; «Игры на уроках математики», «Как люди научились измерять расстояние», «История чисел», «История возникновения приборов измерения времени», «Архимед», «Мера длины», «Что мы знаем о календаре», «Опорно-двигательная система человека», «Вулканы», «Кактусы», «Животные Ставропольского края», «Растения Ставропольского края», «Церковь», «Динозавры», «Разные кошки – разные характеры», «Семь чудес света», «Великие ученые», «Как вырастить цветок», «Водоемы Ставропольского края», и т.п.

    Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. В качестве примера приведу ряд методик. Они позволят понять общую картину и показать, где можно найти аналогичные методики, а так же разработать свои собственные.

    Кратко остановлюсь на некоторых из них.

    Методики развития исследовательских умений и навыков школьников.

    1. Развитие умений видеть проблемы (Формирование познавательных УУД)

        Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

    Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

    Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

    Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Выполним несложное упражнение.

    Задания для развития умения видеть проблемы

    Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

    Читаем детям неоконченный рассказ:

    1. «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем

    грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

    2) «В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев…» Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.

    3) «В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и…» Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача,

    школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки.

    4) «Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы…» Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции жителей этого дома, ребят, играющих на площадке, мэра города, автомобиля, едущего к дому, рабочих.

    Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа».

    «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

    Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

    Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

    «…Нам так и не удалось выехать на дачу».

    «…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».

    «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

    Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.

    Задание «Сколько значений у предмета»

    Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

    Задание «Назовите как можно больше признаков предмета»

    Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.

    (Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…)

    Задание «Тема одна – сюжетов много»

    Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема ―Осень, ―Город, ―Лес… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

    1. Развитие умений выдвигать гипотезы(Формирование познавательных (логических) УУД)

    Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

    Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

    Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы

    Задание «Давайте вместе подумаем» Как птицы узнают дорогу на юг?

    Гипотезы:

    1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
    2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им направление полета.
    3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
    4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
    5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.
    6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (Провокационная идея)

    Почему весной появляются почки на деревьях? Почему летом снег в горах не тает?

    Почему самолет оставляет след в небе?

    Упражнение на обстоятельства.

    При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

    Письменный стол

    Нефтяное месторождение

    Игрушечный кораблик

    Апельсин

    Мобильный телефон

    Проект постройки дома

    Чайник

    Букет ромашек

    Охотничья собака.

    Упражнение, предполагающее обратное действие 

    При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

    Задания типа «Найди возможную причину события»

    Звонят колокола.

    Трава во дворе пожелтела.

    Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

    Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

    Друзья поссорились.

    Задание «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

    Такое интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и

    провокационных идей используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом.

    Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.

    3. Развитие умений задавать вопросы (Формирование коммуникативных УУД)

        В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

        Какими могут быть вопросы?Вопросы можно поделить на две группы.

    Уточняющие ( прямые или «ли»-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.

    Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?

    Восполняющие (или неопределенные, непрямые, вопросы). Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

    Задания для развития умения задавать вопросы.

    Задание «Найди загадочное слово».

    Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

    Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

          Игра «Угадай, о чем спросили» Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

    • Почему совы охотятся ночью?
    • Почему пригородные поезда называются «электричками»?
    • Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
    • Могут ли люди жить без компьютеров?
    • Почему весной разливаются реки?
    1. Развитие умений давать определения понятиям (Формирование познавательных УУД)

           Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.

           Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово, и просят дать определение этому предмету: «Что это?» Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.

          Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:

    - На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

    а) лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий. б) вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг, бросать, легкий.

          Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщения, загадки как определения понятий и другие.

    1. Развитие умений классифицировать (Формирование познавательных (логических) УУД)

    Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

    Правила классификации

    • члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
    • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
    • деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.

    Задания для развития умения классифицировать.

    Задание «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое», «Найди ошибки и их прокомментируй».

    6. Развитие умений и навыков экспериментирования (Формирование познавательных (общеучебных) УУД)

         Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.

         Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.

    Мысленный эксперимент

         В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Попробуем в ходе мыслительного эксперимента решить задачу:

    Правильно ли нарисованы тени?

     Рассмотрите рисунок. На нем изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени?

    Почему тени должны быть другими?

    Какая тень соответствует каждому из изображаемых геометрических тел?

    А вот еще ряд задач для мыслительных экспериментов:

    • Что можно сделать из куска бумаги?
    • Что будет, если все станут выше ростом?
    • Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?
    • Если бы озеро было столом, чем бы была лодка?
    • Что будет, если люди научатся читать мысли других?

    Эксперименты с реальными объектами.

        Эксперимент «Измерение объема капли». Самый простой способ – капля падает в емкость известного объема (например, в аптечную пробирку). Другой способ – на аптечных весах определяем, сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а следовательно, можно вычислить ее объем.

        Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Предложим детям собрать десять самых разных предметов. Например, деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д.

    Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь, если вода попадает, то она тонет. После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, а если мы придадим пластилину, например, форму тарелки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предмет? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

    Таким образом, описанные в данных методических рекомендациях организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачу формирования универсальных учебных действий на основе развития исследовательских умений младших школьников.

    Для чего же нужен исследовательский метод в системе образования? Прежде всего, для того, чтобы

    • выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;
    • научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, давать обоснованные аргументированные решения;
    • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Грамотное, осознанное применение исследовательского метода в совместной деятельности учащихся привносит в учебный процесс принципиально иную, по сравнению с традиционным обучением, систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

    Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое мышление, более того - она немыслима без творческой мысли.

    Выводы

    Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции. Ученики начинают понимать мотивы учения – они изучают гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в нем. Я стремлюсь создать такую атмосферу во взаимоотношении ученика и учителя, в которой ученик чувствовал бы себя раскованно, стремился проявить свой потенциал, развивая творческую активность. Создавая на уроке атмосферу сотрудничества, я достигаю того, что у учащихся появляются не только прочные знания, но и удовлетворение своей учебной деятельностью и творчеством. У ребенка возникает радость от того, что он умеет применять полученные знания.

    Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при еѐ проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

    Такой подход к обучению делает педагога не «истиной в последней инстанции», а всего лишь проводником на пути к ней. В этом случае с переходом в старшие классы роль учителя сводилась бы лишь к консультации и организации учебной деятельности. Это вдохнуло бы в уже не новый лозунг «Учись учиться» новый, современный смысл. Ведь среди огромного потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может надежно ориентироваться лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить пути еѐ достижения. Этому я и пытаюсь учить детей, начиная с первого класса.

    Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

    Список литературы

    1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008 2.Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org

    3.А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006

    4.А. И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.– М. , Генезис, 2008

    5.Т. Н. Кравей и др. Младшие школьники проводят исследование. - Журнал «Начальное образование», №6, 2010

    6.А. В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал «Начальная школа + до и после», №2, 2009

    7.А. И. Савенков. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников. – Журнал «Начальная школа», № 4, 2010

    8.А.  В.  Леонтович.  Рекомендации  по  написанию  исследовательских  работ.  –  Журнал «Завуч», №1, 2009

    9.А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал «Завуч», №1, 2011.

    10.А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал «Завуч», №1, 2008

    11 Е.И. Мельникова Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2012.

    12. Л.Ф Фридман., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: «Совершенство», 2010.

    Приложение

    Личностные универсальные учебные действия.

    1. Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
    Прочитай текст и ответь на вопросы.
    У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного.
    Вот и просит Лена Катю:
    - Дай мне зеленый карандаш!
    А Катя и говорит:
    - Спрошу у мамы.
    Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
    - Позволила мама?
    А Катя вздохнула и говорит:
    - Мама-то позволила, а брата я не спросила.
    - Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.
    Приходит Катя на другой день.
    - Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
    - Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
    - Я осторожненько, - говорит Лена.
    - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
    - Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо ,да травку зеленую.
    - Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
    Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
    - Ну что ж ты? Бери!
    - Не надо, - отвечает Лена.
    На уроке учитель спрашивает:
    - Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
    - Карандаша зеленого нет.
    - А почему же ты у своей подружки не взяла?
    Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
    - Я ей давала, а она не берет.
    Посмотрел учитель на обеих:
    - Надо так давать, чтобы можно было взять.

    Вопросы, ведущие к выводам и обобщениям:
    - Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.
    - Какими чертами характера обладала Катя?
    - Кто прав в рассказе, а кто нет?

    Н. Артюхова. «Саша-дразнилка», 1 класс

    Прочитай текст и ответь на вопросы.

    Саша очень любил дразнить свою сестрёнку.
    Ляля обижалась и плакала.
    - О чём ты плачешь, Лялечка? спрашивал папа.
    - Меня Саша дразнит!
    - Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
    Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
    Ребята сидели за столом и завтракали.
    - Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
    - Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
    Саша даже поперхнулся от удивления.
    - У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
    - А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
    - Все вы, девчонки, - дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
    - Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
    Саша посмотрел кругом и крикнул:
    - У меня апельсин больше, чем у тебя!
    - Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
    Тут Саша не выдержал и заплакал.
    - О чём ты плачешь, Сашенька?, - спросила мама, входя в комнату.
    - Меня Лялька обижает! - ответил Саша,
    всхлипывая. - Я её дразню, а она не дразнится!


    Вопросы, связывающие жизнь детей и литературное произведение.

    - А как вы общаетесь со своими друзьями? Не обижаете ли вы их?
    - Часто ли вы обижаетесь на своих друзей? За что?

    3. Оцени данные в списке поступки:
    а) хороший поступок;
    б) плохой поступок.

    Запиши соответствующие буквы (а, б) в таблицу.
    Оценка (а, б) Поступки
    1. Обозвать человека обидными словами.
    2. Защитить слабого от сильного.
    3. Подарить человеку игрушку, о которой он давно мечтал.
    4. Взять у человека игрушку и не вернуть её.
    Ключ: б, а, а, б.

    Карточки - задания

    Тема: «Природные сообщества»

    Определи природное сообщество:

    • «Основные растения – травянистые (мышиный горошек,
    клевер, лисохвост, тимофеевка…); основные животные –
    насекомые, грызуны, кроты».

    • «…Рогоз, кувшинка, дафния, плотва, выхухоль…».

    • К какому природному сообществу относится понятие сорняк?

    Распредели названия растений и животных по отношению
    к природным сообществам:

    кукушка, чайка, землеройка, мятлик, мышь, лось, сазан, утка,
    белка, ель, осина, подосиновик, тростник, окунь, головастик,
    кузнечик, шмель, водоросли, крот, дятел, тимофеевка.

    Распредели названия животных и растений на три группы
    по отношению к природным зонам (лесная зона (тайга),
    тундра, арктическая пустыня):

    росомаха, лиственница, куница, северный олень, белый медведь,
    ягель, тюлень, белка, морж, лемминг, кедр, глухарь, пихта, клюква,
    карликовая береза, песец, соболь, полярная сова, морошка, камыш.

    Распредели названия животных и растений по природным
    сообществам:

    кукуруза, куница, окунь, крот, кедр, кулик, сосна, кузнечик,
    кувшинка белая, рожь, лось, тимофеевка, лютик, рогоз
    широколистный, цапля, рябина, мятлик, выдра, пшеница, хомяк.

    ________________: ______________________________________

    ________________: ______________________________________

    ________________: ______________________________________

    ________________: ______________________________________

    Выпиши в одну группу признаки и объекты природы,
    относящиеся к зоне степей, в другую – признаки и объекты,
    относящиеся к тундре.

    Холодно; зима продолжительная; лето жаркое, продолжительное;
    лето короткое, мало влаги.

    Ягель, ковыль, полынь, суслик, лемминг, песец, хомяк, кузнечик,
    карликовая ива, сайгак, дрофа, морошка, розовая чайка.

    Тундра – ___________________________________

    Степь – ____________________________________

    Соедини стрелками группы животных с их названиями:

    лягушка

    МЛЕКОПИТАЮЩИЕ орёл

    ЗЕМНОВОДНЫЕ мышь

    ПТИЦЫ бабочка

    НАСЕКОМЫЕ щука

    РЫБЫ божья коровка

    акула

    Запиши обобщающие термины:

    а) Леса, степи, пустыни, тундра – _____________.

    б) Лес, луг, река, озеро, болото, поле – _____________.

    Восстанови пищевые цепи:

    а) … → лягушка → …;

    б) … → … → куница;

    в) жук-плавунец → … → окунь.

    Добавь объекты живой природы в данные пищевые цепи:

    а) травянистые растения → мышь …;

    б) осина → … → волк;

    в) … → жаворонок → степной орел.

    Распредели представителей живой природы на группы
    (сообщества). Покажи их линией (стрелкой).

    волк

    жаворонок поле

    лиса

    рябина лес

    клевер

    овес луг

    крот

    василек

    Выпиши лишнее понятие:

    • Волга, Дон, Селигер, Енисей.

    • Черное море, Балтийское море, Баренцево море,
    Каспийское море.

    • Акула, сом, пескарь, щука.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

    В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

    Обобщение опыта работы "Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках чтения"

    Современный  учитель должен дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личн...

    Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

    В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...

    Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников

    Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:умение учиться, т.е. способность субъекта к са...

    Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

    Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках....