Главные вкладки

    Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.
    статья по теме

    В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc115.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

    Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

    С сентября 2013г. я начала работать по апробации надпредметного курса «Мир деятельности, автором которого является руководитель Московского центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон.

     «Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Концептуальная идея формирования у учащихся ууд, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем:

    универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

    Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

    Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

    1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
    2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
    3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
    4. Контроль умения выполнять действие.

    Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

    Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель, надо

    1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
    2. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
    3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
    4. и, наконец, постоянно контролировать его.

    Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.

    Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД предлагается технология деятельностного метода обучения (ТДМ). Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.

    Системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД обеспечивается применением, отработкой и корректировкой на уроках по разным учебным предметам. И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).

    Слайд 5.

    Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

    I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

    II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

    III.        Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

    IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

    Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

    Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

    Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

    Организация образовательного процесса

    В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

    Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода.

    Структура ТДМ графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей методологической версии теории деятельности[1].

    Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (ТДМ)

    Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время».

    Курс мне сразу понравился, так как в своей работе я всегда опиралась на элементы занимательности, игры.

    В курсе «Мир деятельности» сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.

    Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.

    Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.

    Пример урока, по теме «Причина затруднения»

    - Что должен сделать ученик после того, как он понял, какое у него затруднение? (остановиться и подумать)

    - О чём должен думать ученик, если у него возникнет трудность? (О том, как преодолеть трудность)

    - Важно ли понять причину затруднения? --------------

    - Зачем? (Мы узнаем, как справиться с затруднением)

    - Значит, чтобы понять причину затруднения, нам надо задать себе вопрос «Почему»?»--------

    На первом этапе учебной деятельности дети сами формулируют цель, что же им нужно узнать, и возникшую причину затруднения. Затем при помощи подводящих вопросов, исследовательских заданий дети сами открывают новое знание, создают эталон.

    «- Вспомните, что является результатом ученика? (Новые знания и умения)

    - Определите, почему возникают затруднения, когда вы чему-то учитесь?

    1.Мне не помогли…

    2. В моём затруднении виноват…

    3. Я не знаю…

    - Прочитайте первую причину.

    -Подходит ли эта причина? (Нет)

    - Почему? (В учебной деятельности ученик работает сам)

    - Прочитайте вторую причину.

    - Нужно ли искать виновных? (Нет)

    - Почему? (Потому что не получишь результат – новые знания и умения)

    - Прочитайте третью причину.

    - Если ученик точно определит, чего он не знает, он сможет дальше отправиться в путь за этими знаниями? (Да)

    - Какая из перечисленных причин поможет ему узнать новое? (Когда ученик поймёт, чего он не знает, какого именно знания у него нет)

    - Давайте теперь мы зафиксируем наш результат на эталоне.»

    Этот эталон фиксируется при помощи наклеек в учебном пособии и открыток, на обратной стороне которых ежедневно отмечается умение открытого знания.

    Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась.

    Для наилучшего понимания открытого знания включаем его в целостную систему:

    -к какому этапу относится выявление причины затруднения (к первому)

    -почему? (мы определяем, чего мы не знаем)

    Затем подводим итог урока: вспоминаем, с каким затруднением встретились на уроке, какую цель поставили, смогли ли достигнуть поставленной цели, как это можем доказать (оставили эталон).

    В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха»

    Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте ниже, на сколько – каждый решит сам.

    Затем начинается основная работа. Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др.

    Для выявления уровня освоения формируемых УУД проводилось входное и будет проводиться итоговое тестирование, составленное Л.Г. Петерсон, и представляет собой набор вопросов и варианты ответов. Например:

    1. Что значит «учиться»?

    а) получать пятерки;

    б) ходить в школу, хорошо себя вести;

    в) понять, что я не знаю, и самому приобрести новые знания

    2. Что значит «уметь учиться»? Выбери полный ответ.

    а) уметь делать уроки;

    б) уметь слушать объяснение учителя;

    в) уметь понять, чему надо научиться и самому найти нужные знания.

    Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.

    После каждого тестирования учителю даются рекомендации по коррекции своей работы. В конце учебного года ребята высказали своё отношение к курсу «Мир деятельности»:

    «Мне нравится урок «Мир деятельности, потому что он интересный. Мы учимся быть честными, активными, доброжелательными и внимательными»

     «На уроке я узнаю много нового и интересного, учусь быть самостоятельным»

     «Урок учит, как правильно работать в паре, что значит быть внимательным, как сохранить здоровье, зачем нужно домашнее задание»

     «Урок мне нравится, потому что нам рассказывают о правилах, которые можно применять в жизни: правила работы в группе, как относится к затруднениям».

    На формирование личности ребёнка влияет в первую очередь семья. Воспитание ученика в семье и школе – это единый неразрывный процесс, поэтому необходимо сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Для организации эффективного взаимодействия семьи и школы были проведены следующие мероприятия:

    1. Родительское собрание, на котором родителей познакомили с новым курсом «Мир деятельности», с его значением для формирования у детей личностных качеств, которые помогут им стать успешными в учёбе и в жизни.

    2. Индивидуальные консультации, на которых давалось понятие о деятельностном методе, знание о способах взаимодействия со своими детьми при выполнении ими домашних заданий и совместной деятельности.

    3. Для организации партнёрского взаимодействия с родителями проводились открытые уроки для родителей:

    - по курсу «Мир деятельности» на тему «Терпение в учебной деятельности»;

    - по русскому языку и математике в технологии деятельностного метода.

    4. Совместное творчество родителей и детей – написание сказок.

    5. Создание стенгазеты «Учиться... А что это значит!» К последнему уроку в 1 классе по курсу «Мир деятельности» совместными усилиями учителя и родителей была подготовлена стенгазета, на которой отражены основные знания, усвоенные детьми в течение первого года обучения.

    Данный курс является своего рода инновацией в области формирования осознанного отношения к получению новых знаний не в готовом виде, а в ходе деятельностной самоорганизации ребёнка на уроке и вне его.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

    Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

    Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

    Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...

    Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.

          В данной работе рассматривается вопрос  по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....

    Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»

    Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – с...

    Квалификационная работа "Русский язык в системе формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    Работа содержит методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у младших школьников....

    Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

    «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....