Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»
    статья на тему

    Василевская Ольга Ивановна

    Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

    Ответственность учителя начальной школы всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает.

    В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebnye_umeniya.docx20.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование универсальных учебных действий,

    как основа «Умение учиться»

    Василевская Ольга Ивановна,

    МБОУ- Лицей№5, г. Мценска,

    учитель начальных классов

    Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

    Ответственность учителя начальной школы всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает.

    В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

    В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей. Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле - это умение учиться. [№1, с.7]

    Поэтому, начав работать по новым стандартам, я изучила материалы ФГОС, посетила курсы, методические рекомендации, потенциал учебно-методического комплекса «Гармония» и   пришла к выводу, что формирование УУД является обязательным на всех этапах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы.

    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. [№1, с.12]

    Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить его стартовый уровень форсированности УУД у школьников, а также отслеживать уровень развития УУД в течение всего периода обучения в начальной школе.

    Остановлюсь на некоторых примерах формирования коммуникативных, личностных, познавательных   и   регулятивных   УУД.

    Для формирования коммуникативных УУД учу ребят учиться отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет.

    Познавательные УУД формирую, побуждая учащихся к действию: «Подумайте», «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..»

      Работая над формированием регулятивных УУД, учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.

    Личностные УУД формирую задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

    Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

    Например, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания –незнания.

    Дать задание письменное по новой теме без объяснения материала.

    После проверки, задать вопросы:

    -Задание было одно? («Одно»)

    -А какие получились результаты? («Разные»)

    - Как думаете, почему? («Потому что не знали……)

    Приходим к выводу ….(что надо знать)

    Подвести к цели урока

    -Какова же цель нашей работы на уроке?

    -Для чего нам это необходимо?

    Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

    Кроме того, для развития личностных УУД возможно использование таких образовательных технологий:

    • решение проектных задач -  формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
    • ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
    • технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
    • технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
    • технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели. [№2, с.23]

    Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

    • познавательные и учебные мотивы;
    • учебную цель;
    • учебную задачу;
    • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

    Пользуюсь вопросами в конце урока: рефлексия – противопоставление.

    • Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… .
    • Самое интересное было… , а самое скучное… .
    • Самым веселым было…, а самым серьезным … .
    • Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
    • Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .

    Таким образом, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования владения основами «Умения учиться». Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке  становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность, учебная самостоятельность и  мотивация к учению.

    Литература:

    1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

    Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

    Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

    Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...

    Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.

          В данной работе рассматривается вопрос  по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....

    Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

    В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...

    Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

    «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....