Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий - как основа умения учиться".
статья на тему

Выступление на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx26.46 КБ
Файл formirov_uud.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

Формирование универсальных учебных действий - как основа «умения учиться»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №5»

Харузина И.В.

г.Меленки, 2016г.

Слайд  2

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам «умение учиться».

Цель: «Научить учиться».

Актуальность темы обусловлена введением стандартов второго поколения в начальной школе, переходом от вопроса «чему учить » (содержания) к вопросу « ради чего учить» (ценности образования), «как учить» (обновлению средств обучения). В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». В широком значении термин «УУД» означает «умение учиться».

Слайд 3

Поэтому, начав работать по новым стандартам, я решила заниматься темой для самообразования: «Универсальные учебные действия, как основа «умение учиться»».

Прежде всего я изучила материалы ФГОС, методические рекомендации, потенциал учебно-методического комплекса «Школа России».   Пришла к выводу, что формирование УУД является обязательным на  всех этапах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы.

Остановлюсь  на некоторых примерах формирования коммуникативных, личностных, познавательных   и   регулятивных   УУД.

Слайд 4

Коммуникативные УУД: Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

 Для формирования  коммуникативных УУД учу ребят учиться отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет.

Познавательные УУД: Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Познавательные УУД формирую, побуждая учащихся к действию: «Подумайте», «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..»

Регулятивные УУД: Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Работая над формированием  регулятивных УУД учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.

Личностные УУД:

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД формирую задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Например, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

ПРИЕМ 1.

 Урок окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Предъявление противоречивых мнений

-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним

Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение к проблеме

-Какой возникает вопрос?

-Кто из ученых прав? (ВОПРОС)

Вопрос

Фиксирует на доске

Дать задание письменное  по новой теме без объяснения материала

После проверки, задать вопросы:

-«Задание было одно? («Одно»)

-А какие получились результаты? («Разные»)

- Как думаете, почему?» («Потому что не знали……)

Приходим к выводу ….(что надо знать)

Подвести к цели урока

-«Какова же цель нашей работы на уроке?»

«Для чего нам это необходимо?»

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Слайд 5

Важным элементом формирования универсальных учебных действий, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях  и формирование способности их грамотно применять.

В своей работе использую такие элементы ИКТ, как

  • презентации на определенную тему по учебному материалу ;
  • просмотр видеофрагмента;
  • дополнительные электронные материалы и электронные приложения к учебникам;

Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.

Слайд 6

На этапе рефлексии использую различные приёмы.

Приём светофора.

Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.
«Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.
«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал.

«Мне нужно еще раз все повторить».

«Светофор» можно использовать и при взаимопроверке:

Зелёный цвет – «Согласен».

 Жёлтый цвет – «Согласен, но есть дополнения»

Красный «Не согласен»

Слайд 7

 Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Правила работы:

  • Уважай своего товарища
  • Говори спокойно и ясно.   
  • Умей каждого выслушать 
  • Говори только по делу.
  • Не согласен – предлагай.

Слайд 8 

Также пользуюсь вопросами в конце урока.

Рефлексия - противопоставление

  • Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… .
  • Самое интересное было… , а самое скучное… .
  • Самым веселым было…, а самым серьезным … .
  • Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
  • Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .

Слайд 9

Вопросы для проведения рефлексии в течении урока.

  • Что я делаю
  • Как я это делаю
  • Почему я действовал(ла) так, а не иначе?
  • Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии?
  • Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения?
  • Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему?
  • Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?
  • Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?
  • Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга?

Слайд 10 

Применяю  синквейн. Синквейн по теме Рефлексия.

  • ____________________________

(существительное, основное понятие, общая тема)

  • ______________  ________________

(два глагола)

  • __________  ____________  _________

(три прилагательных)

  • _________________________________

(основная мысль – предложение, фраза)

  • ____________________

(ключевое слово, вывод)

Слайд 11   

ВЫВОД

 Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования  владения основами  «Умения учиться». Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

        Важно создать новые условия для такой деятельности.

        Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

        Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Притча

Пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Учитель учит "ловить рыбу", и тем самым помогает овладевать знаниями, без которых ничего не может быть.

Слайд 12 

Вот таким должен быть выпускник начальной школы. К чему мы стремимся.

Слайд  13.  Диаграмма результатов  сформированности УУД.

Слайд 14. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий - как основа «умения учиться» Выполнила учитель начальных классов МБОУ «ООШ №5» г.Меленки Харузина И.В.

Слайд 2

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Слайд 3

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Слайд 4

Классификация УУД

Слайд 5

АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ Постановка проблемы Предъявление противоречивых мнений -Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) Побуждение к осознанию -Что вас удивило? Что интересного заметили? Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ) Побуждение к проблеме -Какой возникает вопрос? -Кто из ученых прав? (ВОПРОС) Вопрос Фиксирует на доске ПРИЕМ 1. Урок окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе».

Слайд 6

Важным элементом формирования универсальных учебных действий является использование ИКТ : -презентации на определённую тему -электронные приложения к учебнику -просмотр видеофрагмента

Слайд 7

Прием «Светофор» НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО ПОЧТИ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО ВСЕ ПОНЯТНО

Слайд 8

Достижения «умения учиться» включают: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Слайд 9

Рефлексия - противопоставление Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… . Самое интересное было… , а самое скучное… . Самым веселым было…, а самым серьезным … . Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы… Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .

Слайд 10

Вопросы для проведения рефлексии Что я делаю Как я это делаю Почему я действовал( ла ) так, а не иначе? Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии? Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения? Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему? Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема? Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга?

Слайд 11

Вывод Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования владения основами «умения учиться». Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Слайд 12

Портрет выпускника начальной школы

Слайд 13

Результаты диагностики формирования УУД:

Слайд 14

Памятка для учителя Помните - каждый ребенок индивидуален. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике Научите ребенка высказывать свои мысли Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логических универсальных учебных действий средствами курса математики "Учусь учиться" Л. Г. Петерсон

В статье представлены примеры заданий, которые направлены на формирование логических универсальных учебных действий....

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...

Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – с...

Универсальные учебные действия как основа умения учиться

Статья "Универсальные учебные действия как основа умения учиться"...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КАК ОСНОВА "УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ"

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, ...

Диагностика универсальных учебных действий и предметных умений;

Диагностика универсальных учебных действий  и предметных умений...