Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника
    статья на тему

    Сухаревская Елена Юрьевна

    «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_po_uud.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сухаревская Е.Ю., к.п.н.,

    доцент кафедры начального образования

    ГБОУ ДПО РО ИПК и ППРО

    Формирование универсальных учебных действий как  основа формирования личности младшего школьника

    «Расскажи мне, и я забуду.

    Покажи мне, и я запомню.

    Вовлеки меня, и я научусь»

    Китайская мудрость

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

    Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.  Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

    Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    Личностные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Познавательные УУД

    Коммуникатив-ные УУД

    Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

    Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

    Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

    Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

    Личностные (нравственно-оценочные умения) -оценка своих и чужих поступков

    Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

    Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем

    Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

    Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные кмения)-обработка информации

    Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

    Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми

    Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

    Формирование УУД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе. К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?

    Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

    Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.

    Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.

    Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.

    Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

    Таким образом, формирование УУД проходит ряд последовательных этапов. Каждый характеризуется тем или иным уровнем осознанности ученика в овладении способом действия, мышления, учебной коммуникации.

    Первый этап – выполнение действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т. д. На данном этапе, обозначенным как «представление», ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может его описать только с привязкой к конкретному предметному материалу. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.

    Второй этап — осознанное применение способа при выполнении учебного действия. Этот этап обозначен  как «способ». Ученик при выполнении задания ориентируется на существенные характеристики метапредметного способа действия, который лежит в основе выполняемого учебного задания. Кроме того, ученик знает, как называется применяемый им способ в общепринятой или специально придуманной педагогом для учащихся терминологии. Он также может этот способ описать как порядок действий, не опираясь на определенный предметный материал. Например, ребенок знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы: Зачем я сравниваю эти объекты? По каким признакам я их сравниваю? Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам? Что я узнал, сравнивая объекты (вывод)?

    Третий этап — применение способа в контексте учебной деятельности. Назовем этот этап овладением УУД. Ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского минипроекта является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Он может сравнить этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе явлений и понятий относится этот предмет, на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и таким путем достичь цели мини-проекта. То есть на этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать оптимальный в данных условиях.

    Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными УУД, легко встраивая их в разные учебные задачи. Также наивно предполагать, что это умение формируется сразу, одномоментно, в результате прямого объяснения и тренировки.

    Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок при помощи педагога начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа действия, мышления и т. д. И лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность, например, применять его на этапе целеполагания, контроля, оценки или собственно решения учебной задачи.

    Отсюда можно сделать посыл к мониторингу УУД. Что является предметом мониторинга в 1 и 2 классах? В 1-2 классах - сформированность метапредметных УУД на уровне представления, в 3 классе – на уровне «способа» и в 4 классе – на уровне овладения УУД.

    В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    Важно подчеркнуть, что однажды войдя в показатель сформированности определённого УУД, данное умение сохраняется в деятельности ребёнка всю его жизнь.  В нём чётко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

    Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"

    Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...

    Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"

    Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках у младших школьников.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать их,к...

    Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников

    Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках в младшем школьном возрасте.

    Согласно стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня наиболее перспе...

    Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка

    В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе граммат...