Главные вкладки

    СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)
    статья по математике по теме

    Карпечкина Аксана Владимировна

    Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Благодаря им можно наблюдать полет фантазии у детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon karpechkina_a.v._maou_gimnaziya_no_13_statya_tomsk.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)

    Карпечкина А.В., учитель начальных классов

    г. Томск, МАОУ гимназия № 13

                  Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Благодаря им можно наблюдать полет фантазии у детей. Каждый день на уроках математики дети решают самые разные текстовые задачи, кроме  того, на своих уроках использую необычные текстовые задачи различных видов. Условие каждой задачи – это отрывок из сказки, задающий некоторое отношение между предметами и сказочными персонажами из знакомых и незнакомых сказок, содержащих числа и величины. Важно, вопросы к задаче составлять так, чтобы они стали органичным продолжением условия, а так же, охватывали как можно большее число различных видов задач, изучаемых в курсе начальных классов. К каждой задача иллюстрируется электронной презентацией, где полно и точно демонстрируется данный из сказки отрывок и отношения между упомянутыми объектами. Обязательный элемент презентации – слайд с памяткой, в котором прописан  алгоритм выполнения работы и возможные варианты дополнительных заданий.

    Памятка

                    Прочитай задачу, представь себе ситуацию, о которой рассказано. Внимательно рассмотри рисунок. Чтобы решить задачу, ответь на вопросы:

    1. О ком или о чем говорится в задаче?
    2. Какие числа и величины в ней используются? (Если в условии задачи ты встретишь неизвестные тебе единицы мер - алтын, пуд, фунт, найди их значения в справочнике).
    3. Что требуется узнать в задаче?
    4. Что для этого нужно знать?
    5. Что уже известно из условия задачи?
    6. Каковы отношения между данными и искомым задачи?        
    7. Запиши решение.
    8. Проверь правильность полученного результата.
    9. Запиши ответ задачи.
    10. Можешь ли ты предложить другие решения задачи?

    Дополнительные задания

    1. Если сможешь, придумай   к тексту из сказки свой вопрос так, чтобы задача решалась по - другому. Реши полученную  задачу.
    2. Читал ли ты сказку, по отрывку из которой   составлена задача?
    3. Какой рисунок к задаче   нарисовал бы ты?
    4. Найди и прочитай сказку,  отрывок которой понравился тебе больше всех. Подготовь ее краткий пересказ.
    5. Знаешь ли ты сказки, в  которых есть числа  и величины ? Придумай к этим сказкам свои задачи и рисунки.

    Задачи в сказках

    Старик и Волк

    У старика со старухой были паренёк да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой – жеребец. Сколько всего живых существ было у старика со старухой?

    По щучьему велению

    Глядь - плывут по воде двенадцать  уток и селезень - одно перо золотое, другое серебряное...

    Сколько всего птиц плыло по воде?

    Кот – серый лоб, козёл да баран

    Стали они вчетвером делить тёмную ночь: медведь под стогом, кот – серый лоб на стогу,

    а козёл с бараном у костра. Вдруг идут семь серых волков и один белый, и – прямо к стогу. Сколько всего было волков?  На  сколько серых волков больше, чем белых?

    Свет - луна

    Встал Иван - богатырь, а тот дал ему есть семь бочек еды да спать повалил на шесть месяцев. Через шесть месяцев разбудил: «Вставай, Иван - богатырь, обедать».  Дал ему три бочки съесть и спать повалил на три месяца.

    Сколько всего месяцев спал Иван-богатырь? Сколько бочек еды съел он во время бодрствования?

    Богатый солдат

    Прослужил солдат у царя три года, и царь за службу дал ему три копейки.

    Сколько копеек платил царь солдату каждый год, если каждый год плата была одинакова?

    Иван – крестьянский сын и Чудо - юдо

    Выезжает Чудо – юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнём – пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил Чуду- юду три головы. Сколько голов осталось у Чуда – юда?

    Во сколько раз у чуда – юда осталось больше голов, чем их срубил Иван?

    Василиса Прекрасная

    Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Во сколько раз число рук, уносивших пшеницу, больше, чем число рук у Василисы Прекрасной?

    Шут

    Шут приезжал за деньгами, сказал, будто ты заторговал триста пудов рыбы; я ему триста рублей дала. Сколько стоил один пуд рыбы?

                 Такую работу провожу с учениками, начиная с 1-го класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. По итогам работы  дети выполняют коллективный проект «Книга сказок».

                 Известный ученый–педагог А.И. Маркушевич писал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Благодаря сказкам ребенок начинает отличать реальное от необычного. Нельзя развить, минуя стихию сказки, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.

                 Сочиняя свою сказку, дети учатся быть добрыми и справедливыми.  Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству, а благоприятный эмоциональный фон, создаваемый на уроках, способствует развитию учебной мотивации. Сказки готовят к изучению курса геометрии, который требует развитого воображения, умения думать, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения, что является необходимым условием эффективной адаптации школьника к условиям школьной среды и его успешного обучения в условиях стандартов нового поколения.

       

    Список литературы:

    1.        Анащенкова С.В.,Бантова М.А. Сборник рабочих программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2011

    2.        Волкова С.И., Тихомирова С.А. Математика в сказках. – Москва, 1994

    3.        Остер Г.Б. Задачник. Ненаглядное пособие по математике. – М.: Спарк – М, 1993


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами УМК «Гармония»

    В статье рассказывается о возможностях формирования УУД на уроках математики в 1 классе в УМК "Гармония"...

    Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

    В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

    Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

    Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...

    "Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

    Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

    Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

    Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

    Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий

    Важной особенностью содержания современного начального образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Особое место от...