Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Рябова Наталья Анатольевна

Конспект  урока математики

 

Тема урока: Сложение и вычитание десятков

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)

Задачи:

Предметные:

- формировать вычислительные навыки: сложение и вычитание круглых десятков;

- вести подготовительную работу к решению задач: учить составлять различные  рассказы математического содержания;

Метапредметные:

- формировать универсальные учебные действия: познавательные (логические), регулятивные, личностные, коммуникативные.

Психологический компонент урока

Содержание урока

Характеристика универсальных учебных

действий детей

Орг. этап способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию психоэмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта.

 

Мотивационный.

Активизируются следующие мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. Подход к подаче материала основанный  на гуманной педагогике, способствует осознанию и развитию нравственности и веры в свои возможности. Данный этап мотивирует учащихся на расширение границ своих знаний по предлагаемой теме. Осуществляется осознание цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операционный

Освоение способа действий. Ребята анализируют, классифицируют, сравнивают, аргументируют. моделируют, оценивают результат своей деятельности. Применяется дифференцированный подход. Развиваютя коммуникативные навыки, самоконтроль. На данном этапе преобладают специфические познавательные мотивы, эмоциональные мотивы, социальные мотивы.  Чётко прослеживается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочный

Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса, строящего своё обучение и воспитание на гуманно-нравственной основе. Дети понимают критериальную базу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока. Чётко прослеживается системность и цикличность организации действия оценки.

1.      Оргмомент

 Долгожданный дан звонок.

 Начинается урок!

Всё на месте, всё   готово,

Мы  понимаем с полуслова.

Приветливо друг другу улыбнитесь

И потихоньку на места садитесь.

 

2.      Постановка учебной задачи, знакомство с планом урока.

- Над какой темой мы работаем?

(двузначные числа, круглые десятки, счет десятками)

- Что мы знаем о двузначных числах?

(Умеем читать и записывать, знаем разрядный состав, складываем, вычитаем круглые десятки, умеем к двузначным числам прибавлять и отнимать единицу)

- Все хорошо умеют это делать? (нет)

- Какую задачу поставим на урок?

(Продолжим  выполнять задания  по данной теме, группировать,

находить лишнее, моделировать числа)

- Каким видом работы вы хотите заняться на уроке? Составим план:

- думай, смекай, отгадывай,

- самостоятельная работа в парах,

- работа в группах.

Сегодня мы будем спасателями. Отправляемся на остров Арифметика  к  королеве  Математике  и поможем по дороге заколдованным зверюшкам, преодолевая все математические препятствия,  иначе  пираты  превратят их в рабов.

- Как вы думаете, мы сможем им помочь?

(Да.  Мы любим математические трудности – мы знатоки математики.)

- А поможет нам разрушить злые чары  пиратов  наше сердечко. Если сердце доброе, любящее и отважное, то оно обладает невероятной силой. Я уверенна, что у каждого из вас именно такое сердце.

Положите правую ладонь себе на грудь, закройте глазки и послушайте, как  бьётся ваше горячее доброе сердце. Мысленно попросим его дать силы для преодоления всех преград.

 

3.Актуализация знаний

Открываем глазки. Мы проплываем пролив устного счета, пираты  приказали Крошу  смоделировать и записать заколдованные числа.

а) моделирование и запись чисел

- Отгадайте о каком числе идёт речь, постройте его модель и запишите образ.

1.Сколько  лет ходил старик к синему морю? (33)

2.Ск.   месяцев  месяцев в году? (12)

3. Ск. братьев было у Элизы? (11)

4. Ск. гномов у Белоснежки? (7)

5.Самое маленькое двузначное число? (10)

На доска: 33, 12, 11, 7,10.

- Как вы думаете, какое задание могли дать  пираты с этими числами?  (построить в порядке увеличения, уменьшения, определить количество единиц и десятков, составить равенства…)

- Найдите «лишнее»   число. Почему?

- остальные числа разделите на группы по определённым признакам:

1. Чёт – нечет  10,12 – 11,33

2.Кркгл десятки – некруглые:  10 -11,12,33

3.Одинаковое количество единиц и десятков: 11,33 – 12,10

4.Произносятся сначала единицы, а потом десятки:11,12 -10,33

- Но это не самое трудное.

Мы подплываем к остову  чисел.

У стен замка на острове  – заколдованные звери. И мы, конечно, не можем остаться равнодушными к такому злодеянию. Расколдуем их! Герда должна раздать им числа:

Белочке не должны попасть числа, в которых есть единицы двух разрядов. (10)

У лисички нет чисел в записи, которых встречается цифра 1. (33)

Число у волчонка, больше числа зайчонка. Кто какое число должен получить?

- Молодцы!

4. Самостоятельная работа.

Двигаемся дальше. Вход в замок завален ледяными глыбами.

На глыбах двузначные числа изображены с помощью схем. Расположите глыбы в порядке возрастания изображённых на них чисел.

38,40,51,84,96.

- Назовите все двузначные числа больше 40, но меньше 96, меньше 40, но больше 15.

- Поможем  Нюше составить математические равенства, используя круглые двузначные числа, в результате, которых должно получиться 40. (работа в парах)

- Проверка.

- А Нюша сделала так: 10+30=40, 70-30=40, 60-10>40, 20+20=40

- Покажите на светофорчиках все согласны?

А теперь давайте поможем Совунье  решить задачу №1

А чтобы выручить Капатыча  надо выполнить №2. Проверка в парах.

5.Физкультминутка.

И вот мы с вами во дворце у пиратов. Над  нами  в белом вихре кружатся снежинки. Я предлагаю вам,  вместе с ними закружится в снежном вихре танца.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили –

Крыши снегом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

6. Подготовка к работе в группах с задачами.

- Добрались мы до последнего зала, здесь у  пиратов    сад трудных задач. Как холодно! Вот бедные птички, они совсем заледенели. Скорее разморозим их. Задание группам: 1,2 –  решают №3 и сделать к нему графическую модель; 3,4 – решают №5 а), б, в) и составляют  графическую  модель 

- Проверка.

- Кар - Карыча вместе с птичками  вы освободили, он вам благодарен

 

7.  Закрепление.

Мы помогли Крошу, Нюше, Кар-Карычу – наши знания, умения, старания, тепло сердец  разрушили злые чары пиратов, они  освобождены.  Они  благодарны вам, ребята, теперь они вместе с  вами  могут вернуться домой. Чтобы путь их был удачным, вы должны самостоятельно выполнить задание №4, 6 на странице учебника 68-69. Двое решают на доске за ширмой. Самопроверка. Просигнальте сигналиками и сверьте  со своими работами.

Вот  и нам пора возвращаться. А на прощание скажите:

 

 

7. Итог урока

- Чему мы учились на уроке?

- Что было легко? Трудно?

- На ступеньке знаний отметьте, на какой уровень вы поднялись благодаря этому уроку.

 

 

 

Личностные (самоопределение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже известно и

 что нужно усвоить;

планирование – составление плана и последовательности

действий;

 

Личностные (интерес к учебному материалу,

 смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные - прогнозирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за наглядным материалом, числами

, моделирование.

Познавательные- общеучебные

 

 

 

 

 

Формирование логичес ких универсальных действий:

- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения

, классифи кации объектов,

-построение логической цепи рассуждений,

- логические сериации;

- коррекция – знаково-символические действия:

перекодировка получен ной информации;

- коммуникативные действия: умение слушать и вступать

 в диалог, отстаивать свою точку зрения

Регулятивные действия: контроль в форме сличения

 способа действия и его результа- та с заданным эталоном;

 

 

Коммуникативные – формулирование и аргументирование

 собственной позиции, принятие позиции партнёра,

 сотрудничество)

 

Познавательные – моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные- общеучебные, логические

Коммуникативные-плантрование речевых высказываний

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные – формулирование и аргументирование

собственной позиции, принятие позиции партнёра,

 сотрудничество)

Регулятивные действия: контроль в форме сличения

 способа действия и его результа- та с заданным эталоном;

 

Регулятивные – саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_uud.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов –  центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

« Формирование  универсальных учебных действий»

  Формирование  универсальных учебных действий в рамках  урочной деятельности

(на примере темы « Сложение и вычитание десятков»  

по учебному предмету

математика УМК «Планета знаний »

1 класс

Работу выполнила:

                                                                                 Рябова  Наталья  Анатольевна,

                                           учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2  г. Сызрани

                                          Самарской области

Сызрань, 2012г.

Конспект  урока математики

 

Тема урока: Сложение и вычитание десятков

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)

Задачи:

Предметные:

- формировать вычислительные навыки: сложение и вычитание круглых десятков;

- вести подготовительную работу к решению задач: учить составлять различные  рассказы математического содержания;

Метапредметные:

- формировать универсальные учебные действия: познавательные (логические), регулятивные, личностные, коммуникативные.

Психологический компонент урока

Содержание урока

Характеристика универсальных учебных

действий детей

Орг. этап способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию психоэмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта.

Мотивационный.

Активизируются следующие мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. Подход к подаче материала основанный  на гуманной педагогике, способствует осознанию и развитию нравственности и веры в свои возможности. Данный этап мотивирует учащихся на расширение границ своих знаний по предлагаемой теме. Осуществляется осознание цели и задачи.

Операционный

Освоение способа действий. Ребята анализируют, классифицируют, сравнивают, аргументируют. моделируют, оценивают результат своей деятельности. Применяется дифференцированный подход. Развиваютя коммуникативные навыки, самоконтроль. На данном этапе преобладают специфические познавательные мотивы, эмоциональные мотивы, социальные мотивы.  Чётко прослеживается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа».

Рефлексивно-оценочный

Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса, строящего своё обучение и воспитание на гуманно-нравственной основе. Дети понимают критериальную базу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока. Чётко прослеживается системность и цикличность организации действия оценки.

  1. Оргмомент

 Долгожданный дан звонок.

 Начинается урок!

Всё на месте, всё   готово,

Мы  понимаем с полуслова.

Приветливо друг другу улыбнитесь

И потихоньку на места садитесь.

  1. Постановка учебной задачи, знакомство с планом урока.

- Над какой темой мы работаем?

(двузначные числа, круглые десятки, счет десятками)

- Что мы знаем о двузначных числах?

(Умеем читать и записывать, знаем разрядный состав, складываем, вычитаем круглые десятки, умеем к двузначным числам прибавлять и отнимать единицу)

- Все хорошо умеют это делать? (нет)

- Какую задачу поставим на урок?

(Продолжим  выполнять задания  по данной теме, группировать,

находить лишнее, моделировать числа)

- Каким видом работы вы хотите заняться на уроке? Составим план:

- думай, смекай, отгадывай,

- самостоятельная работа в парах,

- работа в группах.

Сегодня мы будем спасателями. Отправляемся на остров Арифметика  к  королеве  Математике  и поможем по дороге заколдованным зверюшкам, преодолевая все математические препятствия,  иначе  пираты  превратят их в рабов.

- Как вы думаете, мы сможем им помочь?

(Да.  Мы любим математические трудности – мы знатоки математики.)

- А поможет нам разрушить злые чары  пиратов  наше сердечко. Если сердце доброе, любящее и отважное, то оно обладает невероятной силой. Я уверенна, что у каждого из вас именно такое сердце.

Положите правую ладонь себе на грудь, закройте глазки и послушайте, как  бьётся ваше горячее доброе сердце. Мысленно попросим его дать силы для преодоления всех преград.

3.Актуализация знаний

Открываем глазки. Мы проплываем пролив устного счета, пираты  приказали Крошу  смоделировать и записать заколдованные числа.

а) моделирование и запись чисел

- Отгадайте о каком числе идёт речь, постройте его модель и запишите образ.

1.Сколько  лет ходил старик к синему морю? (33)

2.Ск.   месяцев  месяцев в году? (12)

3. Ск. братьев было у Элизы? (11)

4. Ск. гномов у Белоснежки? (7)

5.Самое маленькое двузначное число? (10)

На доска: 33, 12, 11, 7,10.

- Как вы думаете, какое задание могли дать  пираты с этими числами?  (построить в порядке увеличения, уменьшения, определить количество единиц и десятков, составить равенства…)

- Найдите «лишнее»   число. Почему?

- остальные числа разделите на группы по определённым признакам:

1. Чёт – нечет  10,12 – 11,33

2.Кркгл десятки – некруглые:  10 -11,12,33

3.Одинаковое количество единиц и десятков: 11,33 – 12,10

4.Произносятся сначала единицы, а потом десятки:11,12 -10,33

- Но это не самое трудное.

Мы подплываем к остову  чисел.

У стен замка на острове  – заколдованные звери. И мы, конечно, не можем остаться равнодушными к такому злодеянию. Расколдуем их! Герда должна раздать им числа:

Белочке не должны попасть числа, в которых есть единицы двух разрядов. (10)

У лисички нет чисел в записи, которых встречается цифра 1. (33)

Число у волчонка, больше числа зайчонка. Кто какое число должен получить?

- Молодцы!

4. Самостоятельная работа.

Двигаемся дальше. Вход в замок завален ледяными глыбами.

На глыбах двузначные числа изображены с помощью схем. Расположите глыбы в порядке возрастания изображённых на них чисел.

38,40,51,84,96.

- Назовите все двузначные числа больше 40, но меньше 96, меньше 40, но больше 15.

- Поможем  Нюше составить математические равенства, используя круглые двузначные числа, в результате, которых должно получиться 40. (работа в парах)

- Проверка.

- А Нюша сделала так: 10+30=40, 70-30=40, 60-10>40, 20+20=40

- Покажите на светофорчиках все согласны?

А теперь давайте поможем Совунье  решить задачу №1

А чтобы выручить Капатыча  надо выполнить №2. Проверка в парах.

5.Физкультминутка. 

И вот мы с вами во дворце у пиратов. Над  нами  в белом вихре кружатся снежинки. Я предлагаю вам,  вместе с ними закружится в снежном вихре танца.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили –

Крыши снегом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

6. Подготовка к работе в группах с задачами.

- Добрались мы до последнего зала, здесь у  пиратов    сад трудных задач. Как холодно! Вот бедные птички, они совсем заледенели. Скорее разморозим их. Задание группам: 1,2 –  решают №3 и сделать к нему графическую модель; 3,4 – решают №5 а), б, в) и составляют  графическую  модель  

- Проверка.

- Кар - Карыча вместе с птичками  вы освободили, он вам благодарен

7.  Закрепление.

Мы помогли Крошу, Нюше, Кар-Карычу – наши знания, умения, старания, тепло сердец  разрушили злые чары пиратов, они  освобождены.  Они  благодарны вам, ребята, теперь они вместе с  вами  могут вернуться домой. Чтобы путь их был удачным, вы должны самостоятельно выполнить задание №4, 6 на странице учебника 68-69. Двое решают на доске за ширмой. Самопроверка. Просигнальте сигналиками и сверьте  со своими работами.

Вот  и нам пора возвращаться. А на прощание скажите:

7. Итог урока

- Чему мы учились на уроке?

- Что было легко? Трудно?

- На ступеньке знаний отметьте, на какой уровень вы поднялись благодаря этому уроку.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже известно и

 что нужно усвоить;

планирование – составление плана и последовательности

действий;

Личностные (интерес к учебному материалу,

 смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные - прогнозирование

Наблюдение за наглядным материалом, числами

, моделирование.

Познавательные- общеучебные

Формирование логичес ких универсальных действий:

- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения

, классифи кации объектов,

-построение логической цепи рассуждений,

- логические сериации;

- коррекция – знаково-символические действия:

перекодировка получен ной информации;

- коммуникативные действия: умение слушать и вступать

 в диалог, отстаивать свою точку зрения

Регулятивные действия: контроль в форме сличения

 способа действия и его результа- та с заданным эталоном;

Коммуникативные – формулирование и аргументирование

 собственной позиции, принятие позиции партнёра,

 сотрудничество)

Познавательные – моделирование.

Познавательные- общеучебные, логические

Коммуникативные-плантрование речевых высказываний

Коммуникативные – формулирование и аргументирование

собственной позиции, принятие позиции партнёра,

 сотрудничество)

Регулятивные действия: контроль в форме сличения

 способа действия и его результа- та с заданным эталоном;

Регулятивные – саморегуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе  лежит сюжет сказки  К.И. Чуковского...

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание десятками". 3 класс. Адаптированная программа.

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание десятками". 3 класс. Адаптированная программа....

Контрольная работа по математике на тему: "Сложение и вычитание чисел первого десятка" 1 класс

Контрольная работа представлена на рабочем листе. Тема: "Сложение и вычитание чесел первого десятка. Закрепление"Учащиеся выполняют задания и оценивают каждое, закрашивая шарик на елочке нужным цветом...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Тема: « Сложение и вычитание величин.»

Тема: « Сложение и вычитание величин.» Тип урока: изучение нового материала.Цель: научить складывать и вычитать именованные величины; решать задачи с использованием именованных разных единиц.План...

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание десятками". 3 класс. Адаптированная программа.

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание десятками". 3 класс. Адаптированная программа....