Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
    материал по теме

    Елена Викторовна Титова

    Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возможностей данной технологии, расширяющих ее потенциал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx16.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-методическое пособие

    учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    Титовой Елены Викторовны

    «Использование портфолио для формирования

    элементов учебной культуры ученика начальной школы»

    Введению портфолио в начальной школе предшествовала работа учителя и учеников по формированию «Папки делового человека».

    В «Папку делового человека» были помещены:

    Карты отслеживания результатов индивидуальной учебной деятельности учащегося, представляющие результаты выполнения учебных заданий.

    Памятки, алгоритмы, схемы, таблицы для эффективного усвоения учебного материала.

    Проверочные работы, требующие корректировки.

    Творческие работы, выполненные к отдельным урокам.

    Накопление опыта работы с «Папкой делового человека» содействовало развитию у учащихся элементарных навыков самоанализа и самопроверки сформировало опыт систематизации учебной информации.

    Второй этап работы по формированию портфолио включал освоение опыта развития навыков классификации информации. С этой целью для распределения продуктов образовательной деятельности учащимся было предложено собрать несколько видов портфелей.

    «Сборный портфель»

    Портфель хранится дома и представляет обычную коробку, в котором находится «рабочая информация». В портфель – коробку помещаются текущие работы (тетради, книжки-малышки, творческие работы, рисунки, аппликации, отзывы, записи и т.д.)

    «Контрольный портфель»

    Само название портфеля «контрольный» говорит о том, что в нем собраны все проверочные и самостоятельные работы ученика. Портфель хранится в индивидуальном шкафчике ученика, показывается родителям при индивидуальных встречах. Ребенок может переложить самые ценные на его взгляд работы в третий – «демонстрационный портфель» - «витрину» ученика.

    Портфель: «Мои личные достижения»

    Портфель содержит 5 разделов:

    Личные успехи – таблица по самооцениванию и оцениванию учителем знаний, умений, навыков по предметам за каждый год обучения. Тетради успехов – поощрения за год.

    Русский язык – личные достижения по русскому языку в динамике: проверочные и творческие работы по годам обучения.

    Математика – личные достижения по математике в динамике: проверочные и творческие работы по годам обучения.

    Чтение – индивидуальные карты развития навыков чтения вслух и про себя в динамике, проверочные и творческие работы по чтению.

    Информатика - проверочные и творческие работы по предмету.

    «Демонстрационный портфель» - «витрина» ученика.

    Девиз портфеля «Давайте познакомимся». Папка содержит достижения ученика (его лучшие работы, то есть то, чем он хочет похвалиться). Этот портфель предназначен для «публики». Его показывают друзьям, родителям. В «демонстрационный портфель» могут входить избранные материалы из домашнего «сборного портфеля» и контрольного портфеля «Мои личные достижения».

    Разделы «демонстрационного портфеля»:

     Все обо мне и моей семье (выбор тематики самостоятелен).

    Мои награды: грамоты, свидетельства участия в конкурсах, газетные вырезки, фото-видеоматериалы и т. д.

    «Творческая кладовая» (работы, способствующие творческому развитию, саморазвитию, самореализации и самоопределению личности).

    Мои личные достижения (учебные успехи).

    Введение различных видов портфелей позволяет сформировать навыки организации учебного труда, развить представления о разнообразии продуктов образовательной деятельности; определить цели их систематизации и презентации. Портфели накапливают информацию об образовательном опыте ученика, значимом как для него самого, так и для учителя и родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

     Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

    "Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

    Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

    Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

    Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

      В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

    Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

    Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...