Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района» Деменковой Юлии Леонтьевны.
статья на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность  в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района»

Деменковой Юлии Леонтьевны.

  Чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность, необходимо, чтобы каждый ученик был включён в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта. Процесс обучения строится на основе самостоятельного поиска новых знаний, на основе наблюдений, сравнений, выявлений закономерностей, классификаций, обобщений, и именно исследовательская деятельность будет способствовать развитию познавательной активности школьников, учить их мыслить, и делать самостоятельные умозаключения.

  Исследовательскую деятельность я организовываю фрагментарно на определённом этапе урока;  рассчитываю на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. На начальном этапе включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достигаю этого проблемным, эвристическим или частично – поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии.

 Технология опыта.

Моя система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

Работа ведется по следующему алгоритму:

Алгоритм проектирования

Этапы работы

Содержание работы на этапе

1 этап. Подготовка

Деятельность учителя

Проведение вводной беседы с целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;

– формирования интереса к данной теме;

– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы

Деятельность учителя и учащихся.

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию,

беседу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

– фильм, макет, сборник и др.;

– конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

– прочитать в книге;

– понаблюдать;

– посмотреть в Интернете;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– подумать самостоятельно;

– посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач. Высказывание предположений, определение сроков работы. Исследовательская деятельность. Сбор информации, решение промежуточных задач. Организация экскурсий, проведение экспериментов. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью. Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Деятельность учителя и учащихся.

Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах: отчет, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов Знакомство с готовой работой.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

Деятельность учителя и учащихся.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

  Выбор темы является самым сложным этапом в исследовательской деятельности, т.к. ученику предстоит проанализировать все остальные этапы и пути их решения. Поэтому необходимо помнить, что тема должна быть оригинальной, интересной, увлекательной, выполнимой, решение ее должно приносить реальную пользу участникам исследования.

  Существуют упражнения и задания, при помощи которых я формирую и развиваю у детей умения и навыки исследовательского поиска.

Чтобы стать хорошим исследователем, нужно уметь наблюдать. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Детям часто задаю вопросы: Что у предметов общего? Чем отличаются?

   Эффективным средством развития логического мышления является ассоциация, или умозаключение по аналогии, которое базируется на сопоставлениях и требует не только ума, но и богатого воображения. Предлагаю поразмышлять, на что похоже (облака, деревья за окном, клякса от ручки и т. д.)

  Без умения владеть понятиями «проблема», «причина», «следствие» не может быть абстрактного мышления. Выясняем, насколько дети внимательны в реальной жизни. Предлагаю найти и назвать, что является причиной, а что следствием (мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи; пятерка, отличный ответ, хорошее настроение).

  В процессе работы над темой включаю экскурсии, прогулки – наблюдения, где учу детей видеть проблему. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы – способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Детям предлагается задание:  Посмотри на мир чужими глазами (водителя грузовика, руководителя города, озябшей вороны).

  На начальном этапе осуществляются коллективные исследования по плану, я помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задания исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. На более поздних этапах задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях – индивидуально.

  Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

 В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Во 2-м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности.

Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой”. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. “Зачем нужны правила дорожного движения?”. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества. Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, сада. Это может быть ветка, овощ, листочек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка, и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции: - “По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это”; - “Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы”. Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину - главная цель этого урока.

В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет работать ученик. Такие опоры представлены в рабочих тетрадях по каждому проекту.

В 3-4-м классах мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Взаимосвязь математики и экологии».Учащимся было предложено в течение выходного дня подсчитать количество проезжающих машин мимо дома за 1 час. И с помощью математической формулы,расчётов сделать вывод о том, сколько деревьев необходимо посадить на расстояние равному 1 км. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни.

И, может быть, решения этой экологической проблемы носили в большинстве своем достаточно фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего открытия.

 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Это видно из мониторинга: повысился уровень умения ставить творческую цель, работать самостоятельно, планировать свою деятельность, включаться в групповую работу, развитие творческих способностей.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!".

Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Каждый год мы являемся активными участниками школьных и районных проектов.

1. «Какого человека можно назвать красивым?»

2. «Каша-пища наша»

3 .«Полезно ли мороженное?» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...