Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Болотина Инна Григорьевна

Одну из важных  ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._bolotina_i.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Болотина И.Г. , учитель начальных классов

                                           ЧОУ «Школа «Шамир» Адмиралтейского района

                                                                                          Санкт – Петербург                                                                                                  

               

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)

Одну из важных  ролей  в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение.

Вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как развития их умственных способностей.

Для организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах я использую упражнения различного содержания и характера. Цель организации самостоятельной работы определяет ее содержание и методику. Поэтому виды самостоятельных заданий разнообразны и одновременно они отражают специфику формирования основных умений и навыков именно по конкретному предмету.

Известно, что успехи ученика в чтении оказывают самое непосредственное влияние на успехи по всем учебным предметам, в частности и таких, как математика, окружающий мир, русский язык, где чтение - важнейшее средство в достижении специальных знаний, необходимых для усвоения учебного материала. В связи с этим важно, чтобы учащиеся как можно раньше приобрели навыки самостоятельного чтения, умения работать с текстом произведения.

Если темой урока является чтение несложных рассказов, научно-познавательных статей, в ознакомиться с текстом дети могут и самостоятельно. Перед чтением можно  дать учащимся конкретное задание, использую такие виды работы :

1. Чтение учащимися самостоятельно.

2. Выборочное чтение к иллюстрации в учебнике.

3. Выборочное чтение по вопросам.

4. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.

5. Чтение описания чего- либо (природы).

6. Чтение характеристики героев.

7. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения

8. Чтение с объяснением непонятных слов и понятий.

2. Творческие самостоятельные работы.

1. Составить окончание к тексту.

2. Составить план текста.

3. Разделить текст на части и озаглавить их.

4. Сочинить загадки, скороговорки, сказки.

Такие виды самостоятельной работы и задания к их выполнению помогают учащимся лучше читать, понимать прочитанное, выделять в тексте главное, обогащают речь учащихся. Считаю, что самостоятельная работа с книгой должна быть систематической и постоянной.

На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Определяя самостоятельные задания, можно использовать прежде всего, учебник, в котором сосредоточено большое количество заданий, связанных с текстом. Такие упражнения позволяют более осознанно формировать речевые умения учащихся.

Упражнения на звукобуквенный анализ – подчеркивание буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;

Упражнения на запоминание - при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, рече - двигательный и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;

Упражнения на решение орфографических задач -это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.

На этапах закрепления, обобщения и систематизации знаний полезной самостоятельной работой являются упражнения на классификацию и обобщение: подведение видовых понятий под родовые и наоборот; сопоставление и противопоставление. Например, после ознакомления детей с понятием о частях речи предлагаю для самостоятельной работы классификацию существительных по признаку рода, числа и т.д. Результатом такой работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ в рамках развивающего обучения, считают следующее:

-высокая активность учащихся в течение урока;

-повышение познавательного интереса школьников к предмету;

-создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;

- более успешное усвоение учебного материала.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если учащимся прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания.

Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими- либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития.

Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Для выбора формы работы нужно применять правило: если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной самостоятельной работы должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

   Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самост...

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...