Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.
статья на тему

Калинина татьяна Викторовна

В статье расскрывается опыт работы по применению  метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinina_t_v.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.

Калинина Татьяна Викторовна, email: tvkal62@mail.ru

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №36», учитель начальных классов.

 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

Элберт Хаббарт.

Переход  российской школы на стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности учителя  начальной школы. Одной из центральных  идей ФГОС является осознание и необходимость перехода от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной, понимание образовательных результатов образования как совокупности личностных, метапредметных  (универсальных учебных действий  - УДД) и предметных универсальных учебных действий. Именно через  формирование  УДД обеспечивается развитие личности обучающегося.

 «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности,включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебныедействия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

 Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Для формирования регулятивных УУД у младших школьников мною был организован проект на уроке литературного чтения: «Жила-была бабушка…», цель которого выяснить: «Баба – Яга это положительный персонаж сказки или отрицательный?»

Был создан музей Бабы – Яги.  Ученики живо включились в обсуждение возможных экспонатов музея.  Ребята предлагали принести в музей метлу, как главное средство передвижения, горшок, в котором Баба – Яга готовила колдовское зелье, ухват, чучело совы, разные травы, при помощи которых Баба – Яга варила колдовское зелье. Мы опять заострили внимание на том, что нужно очень внимательно читать сказки, чтобы пополнить «Музей Бабы – Яги». Затем поступило предложение создать портретную галерею этой героини сказок. Детям было предложено провести исследовательскую работу и сравнить образ главной героини, используя материал разных сказок. Дети предложили составить викторину о Бабе – Яге.

Работа над проектом длилась в течение двух недель.

До начала проведения проекта мною были проведены диагностические методики для выявления уровня сформированности регулятивных УУД:

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»(по А.Б.Воронцову), которая показала, что уровень личностных УУД повысился: успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению: с 20% до 27%; адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»: с 20% до 28%; адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: с 57% до59%;

«Проба на внимание»(по П. Я. Гальперину и С. Л. Кабыльницкой) - регулятивных УУД: с 50% до 52%;

«Проба на определение количества слов в предложении» (по С.Н.Карповой) - познавательных УУД:  с 29 % до 42%;

«Задание  «Рукавички» (по Г.А. Цукерман ),   – коммуникативных УУД: с 71% до 76% .

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:

учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

не сдерживайте инициативы детей;

не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

не спешите с вынесением оценочных суждений;

помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

самостоятельно выявлять проблемы;

прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

В начальной школе,  используя  на уроках литературного чтения проектную  деятельность, учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные действия:

научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

принимать самостоятельные аргументированные решения;

самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины;

активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы;

взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая  Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.-152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....