Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.
    статья на тему

    Калинина татьяна Викторовна

    В статье расскрывается опыт работы по применению  метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalinina_t_v.docx21.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.

    Калинина Татьяна Викторовна, email: tvkal62@mail.ru

    Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №36», учитель начальных классов.

     «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

    Элберт Хаббарт.

    Переход  российской школы на стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности учителя  начальной школы. Одной из центральных  идей ФГОС является осознание и необходимость перехода от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной, понимание образовательных результатов образования как совокупности личностных, метапредметных  (универсальных учебных действий  - УДД) и предметных универсальных учебных действий. Именно через  формирование  УДД обеспечивается развитие личности обучающегося.

     «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

    В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

    Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности,включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебныедействия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

     Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

    Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

    Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

    При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

    Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

    Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

    Для формирования регулятивных УУД у младших школьников мною был организован проект на уроке литературного чтения: «Жила-была бабушка…», цель которого выяснить: «Баба – Яга это положительный персонаж сказки или отрицательный?»

    Был создан музей Бабы – Яги.  Ученики живо включились в обсуждение возможных экспонатов музея.  Ребята предлагали принести в музей метлу, как главное средство передвижения, горшок, в котором Баба – Яга готовила колдовское зелье, ухват, чучело совы, разные травы, при помощи которых Баба – Яга варила колдовское зелье. Мы опять заострили внимание на том, что нужно очень внимательно читать сказки, чтобы пополнить «Музей Бабы – Яги». Затем поступило предложение создать портретную галерею этой героини сказок. Детям было предложено провести исследовательскую работу и сравнить образ главной героини, используя материал разных сказок. Дети предложили составить викторину о Бабе – Яге.

    Работа над проектом длилась в течение двух недель.

    До начала проведения проекта мною были проведены диагностические методики для выявления уровня сформированности регулятивных УУД:

    «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»(по А.Б.Воронцову), которая показала, что уровень личностных УУД повысился: успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению: с 20% до 27%; адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»: с 20% до 28%; адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: с 57% до59%;

    «Проба на внимание»(по П. Я. Гальперину и С. Л. Кабыльницкой) - регулятивных УУД: с 50% до 52%;

    «Проба на определение количества слов в предложении» (по С.Н.Карповой) - познавательных УУД:  с 29 % до 42%;

    «Задание  «Рукавички» (по Г.А. Цукерман ),   – коммуникативных УУД: с 71% до 76% .

    Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:

    учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

    не сдерживайте инициативы детей;

    не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

    не спешите с вынесением оценочных суждений;

    помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

    самостоятельно выявлять проблемы;

    прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

    формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

    учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

    учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

    В начальной школе,  используя  на уроках литературного чтения проектную  деятельность, учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные действия:

    научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

    размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

    принимать самостоятельные аргументированные решения;

    самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины;

    активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы;

    взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Литература:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

    Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая  Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

    Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.-152с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

    Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

    В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

    Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

    Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

    Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

    Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...