Главные вкладки

    Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
    презентация к уроку по теме

    Ковалева Наталья Юрьевна

    Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал уроков с применением данной технологии. Описывает формы работы в парах и в группах. И показывает, как  происходит формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно- диалогического обучения» Выполнила: Ковалева Наталья Юрьевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 г. Льгова» « Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью! » ( Л.Н.Толстой )

    Слайд 2

    Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога . Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми » «проблемный» п остановка проблемы п оиск решения «диалог» п обуждающий подводящий Проблемно-диалогическая технология

    Слайд 3

    Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

    Слайд 4

    Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

    Слайд 5

    Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

    Слайд 6

    Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

    Слайд 7

    Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»

    Слайд 8

    сообщения темы с мотивирующим приёмом Приём «яркое пятно» Урок русского языка на тему «Предложный падеж». - Мы сегодня познакомимся с падежом, который в 1916 году имел название сказательный падеж. Его ввёл учёный-грамматик Мелетий Смотрицкий . Основное значение этого падежа связано с глаголом говорить, сказать о чём-нибудь или о ком-нибудь. Позже сказательный был переименован в … Кто догадался, о каком падеже идёт речь? Верно. – Предложный падеж – тема нашего урока. ( Фиксирую тему на доске )

    Слайд 9

    сообщения темы с мотивирующим приёмом (Приём « актуальность ») Урок математики в 4 м классе на тему: «Проценты» - Начинаем новую тему, а какую - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу. -Вы приходите в универсам и видите объявление: «В дневные часы скидка 10...». Чего? -Процентов. -Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? -- Процентов. - Реклама по телевизору: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». - Процентов . - А в школе вам уже встречался термин «процент»? -Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. - Это и есть тема урока. ( Фиксирую т ему на доске )

    Слайд 10

    Методы постановки учебной проблемы подводящий диалог Урок русского языка в 4-м классе на тему : «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» - Прочитайте слова на доске. Читают: душ, ночь, ложь, стриж, дочь, муж, ключ - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? - Это существительные с шипящими на конце. В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных . ( Фиксирую тему на доске )

    Слайд 11

    РАБОТА В ПАРАХ, групповая форма работы -происходит взаимообучение ; - развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог; - улучшается психологический климат в классе; - развивается умение правильно оценивать и одноклассников; анализировать процесс работы, себя; - партнёрские отношения типа «учитель – ученик», « ученик – ученик », « ученик – учитель; -диалог - ведущее средство общения; - формируется коммуникативная и учебно- познавательная компетенции; -формируются речевые навыки, - развивается навык общения с аудиторией; - развивается умение отстаивать свою точку зрения, использование доказательства; -повышается творческий потенциал ;

    Слайд 12

    Предметные : о ни достигаются за счет методов постановки и поиска решения проблемы. Детям на проблемно-диалогическом уроке интересно, знания закрепляются легко и быстро . Метапредметные результаты: Познавательные результаты – при побуждающем диалоге у детей формируются творческие способности, они учатся осознавать противоречие, выдвигать гипотезы, при подводящем диалоге формируются логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Кроме того развивается речь. Регулятивные умения – когда ставят проблему, развивается целеполагание , когда ищут решение проблемы, то развивается планирование, когда открывают учебник и сравнивают свой вывод с авторским, то развивается контроль. Использование различных форм работы формирует коммуникативные умения. Личностные результаты : проблемный диалог воспитывает определенные черты характера: смелость, инициативность, активность, толерантность.. Технология проблемно-диалогического обучения помогает добиться следующих результатов :

    Слайд 13

    «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие» Э.И. Александрова Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через применение различных видов творческой деятельности

    В данной статье  представлен опыт   работы по формированию УУД  у младших школьников через систему  различных видов творческой деятельности. Показаны различные приёмы и формы ...

    Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников в личностно ориентированном обучении»

    Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при ...

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.

    В статье расскрывается опыт работы по применению  метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности....

    Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

    Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)...