Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"
статья на тему

Кононова Надежда Петровна

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._statya_tekhnologiya_problemnogo_dialoga.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П. Кононова  

Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

 В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения, создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, и тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

       Как известно, усвоение любого материала   трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей.  Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими  сложностями осваивают этот же материал.

В Образовательной системе «Школа 2100», по которой я работаю более десяти лет, одной из ведущих  педагогических технологий является технология проблемно-диалогического обучения Е. Л. Мельниковой. Суть данной технологии заключается в том, что это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний. Творчество – деятельность, а ученик – субъект учебной деятельности. На таком уроке он не слушатель, а исследователь, организатор своей работы. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое и заставляет его осознать противоречие и формулировать вопрос. Таков первый этап творчества – постановка проблемы. Второй этап – поиск решения, ученик «открывает» новое,  ещё ему неизвестное знание. Третий этап – выражение решения. Четвёртый этап - реализация продукта. Технология проблемного диалога применяется на уроках изучения нового материала, на любом предмете. Ученик проходит все этапы научного творчества (от постановки проблемы до реализации продукта), хотя при этом «открывает» знание, новое лишь для самого, а не для всего человечества. Этап воспроизведения знаний не является строго обязательным. Тем не менее, он очень желателен, поскольку развивает активную речь и углубляет понимание нового материала. Проговаривание заданий на уроке может носить разный характер. Традиционные задания «выучи» и «перескажи» гарантируют репродуктивную деятельность учащихся. Творческое же воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями. Их суть в том, чтобы стимулировать учеников пройти два творческих звена: выражение решения и реализацию продукта. Выполняя продуктивное задание, каждый ученик должен самостоятельно выразить полученное на уроке знание и представить свой результат классу. Есть три типа продуктивных заданий: на формулирование, опорный сигнал и художественный образ.

Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила можно использовать следующие методы и приёмы работы:

- схемы;

- развивающие игры;

- творческие диктанты;

- сопоставление правил;

- составление плана;

- установление сходства и различия;

- приём рассуждения;

- прием словесной наглядности.

На уроках изучения нового материала лучше использовать работу в парах и группах. Когда ученики работают в парах, они задание выполняют либо вместе, объясняя друг другу, либо по вариантам с последующей проверкой друг у друга. Эффективно применяются и групповые формы работы. Чтобы разделить учащихся на группы, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: уровень умственных способностей, характер межличностных взаимоотношений. Дети сами выбирают командира группы, который руководит работой, оказывает помощь тем, кто не может выполнить задание сам, контролирует выполнение задания. Групповые и парные виды работ направлены на совершенствование умений договариваться, распределять обязанности, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, участвовать в обсуждении, регулировать конфликты, понимать точку зрения другого человека, оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников в процессе совместной работы, координировать разные точки зрения и достигать общего результата. Ученики учатся вступать в толерантное общение.

На таких занятиях возникают партнёрские отношения типа «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учитель», и диалог становится ведущим средством общения. Младшие школьники учатся не только добывать новые знания, но и общаться с учителем и друг с другом. Формируется коммуникативная и учебно-познавательная компетенции, что очень важно для будущего наших детей.



 

Комментарии

Очень полезная статья! Спасибо!