Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
презентация к уроку по теме

Шевелёва Наталья Сергеевна

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

Выступление подготовила:

Шевелёва Н.С.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №54

Волгоград 2012г.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

1 слайд

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически усваивать их) и личностные возможности и интересы учащихся в процессе реализации системно-деятельностного подхода. Введение государственных стандартов общего образования предполагает и разработку педагогических технологий их достижения.

Сегодня в педагогике и психологии всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД), имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

По определению А.Г. Асмолова в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2 слайд

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделяется четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

  1. коммуникативный.

Мы чуть подробнее хотели -бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

3 слайд

 К познавательным УУД относятся умения:

  1.  осознавать познавательную задачу;
  2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  3.  осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  4.  устанавливать причинно-следственные связи;
  5.  делать обобщения, выводы;
  6.   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  7.  понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  8. использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

     Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)    

4 слайд

     Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование

  1. моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому , то есть сделать объект доступным для тщательного изучения

5 слайд

Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?

Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету,

Во- вторых, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной;

Во- третьих, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.

Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты , явления с помощью моделирования.

6 слайд

Этапы моделирования:

  1. предварительный анализ текста задачи;
  2. перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
  3. построение модели;
  4. работа с моделью;
  5. соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания  и учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Рассмотрим формирование УУД моделирования на разных учебных предметах.

7 слайд

     Русский язык. 

С первых уроков обучения грамоте  ребята пользуются моделями слов, предложений, «Звуковичков» (схематическое изображение буквы и ее звуков или звука). Они помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроке с новыми звуками и буквами.

 На этапе обучения грамоте  это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.

Необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных моделей, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости - глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными. Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил. Упражнением, с которого можно начать обучение письму под диктовку, может стать постепенное развёртывание модели предложения, фиксирующие все ступени перехода от орфоэпического к орфографическому образцу. Например, работа над предложением: «У Маши кукла.» Учитель читает предложение по нормам орфоэпии, а дети составляют схему, на которой показывают количество слов в предложении.

8 слайд

Благодаря повсеместному использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс, окончание слов, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках, разбор слова завершается составлением его модели

9 слайд

Литературное чтение . 

Учебники содержат задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

Например, в 4 классе в обобщении по разделу детям предлагается дополнить схему.

10 слайд

   Окружающий мир.

   При изучении курса  развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

11 слайд

Математика.

     Наиболее наглядно формирование моделирования можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; обобщать и т.д.

12 слайд

Задания на уроках математики сориентированы не на формирование у учащихся умения решать задачи определенных видов, а на формирование обобщенного умения решения текстовых задач. Так, начиная со 2 класса, учащимся  предлагаются такие задачи, где данные представлены буквами, поэтому  решением задачи является составление буквенного выражения; где надо соотнести буквенное выражение и схему условия задачи

13 слайд

Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи . Чтобы решить задачу , надо построить её математическую модель.

Работа над текстовой задачей начинается с того что её читает ученик. Для того чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё - к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели)

В учебном процессе бывают случаи , когда просто необходимо  моделирование:

-класс встречается с новым видом задач;

-педагогу нужно проконтролировать осознанность решения задачи учащимися

-«слабые» ученики не могут обойтись без модели, и им разрешается сделать модель наиболее понятного для них вида.

Поскольку уровень интеллектуального развития у детей разный, то нельзя , не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка ,научить его решать по шаблону любую задачу. Ученикам с различным уровнем развития   требуются различные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики мы учим детей построению нескольких видов моделей (Рисунок, схема, таблица).к одной и той же текстовой задаче. Это требуется для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха,  а чувствовали себя способными решить любую задачу.

14 слайд

Все эти модели являются описанием одного и того же объекта - задачи. Они отличаются друг от друга тем ,что выполнены на разных языках: языке слов (словесная) ; языке образов (мысленная) ; языке математических символов  (знаково-символическая).

15 слайд

Таблица- это вид модели , похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой взаимозависимости не показывает. Данная табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь такой схемой,  нетрудно найти план и осуществить решение задачи.

16 слайд

При использовании метода моделирования рекомендуется учесть:

  1. Начинать обучение приемом моделирования необходимо с первых уроков.
  1. Учитель должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работы.
  1. Учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно значимые способы (модели) учебной работы.

Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учится активно», формирует универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».      В соответствии с требованиями федерального государственного стандарт...

Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.

Уроки  русского языка  в начальной школе  направлены  на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как,  коммуникативная компетенция – одна из важ...

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач

В настоящее время происходит переосмысление места, роли, целей математического образования. Образование рассматривается как процесс, направленный не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на с...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы.

Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы....