Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"
статья (4 класс)

Воронова Татьяна Владимировна

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение

 

Задачи на движение – это одни из самых сложных задач в курсе математики для начальной школы. В связи с чем, необходимо уже с первого урока заинтересовать учеников и строить работу так, чтобы они понимали, как находить величины, которые связанны с данным типом задач. Формирование понятий скорости, времени, расстояния следует начинать с 1 класса, когда школьники наблюдают за движением различных тел и замечают, что эти тела совершают движения в одном направлении, догоняют и обгоняют друг друга, двигаются в противоположных направлениях и навстречу друг другу.

Анализируя задачи на движение в учебнике математики Моро М.И., Бантовой М.А. и опыт работы по данным учебникам учителей начальных классов можно сделать вывод, что задачи, связанные с движением, являются основой развития познавательных действий, которые включают в себя логические и знаково-символические действия, систематизацию и структурирование знаний, планирование, моделирование и перевод с одного языка на другой, комбинирование данных,  выделение существенных и несущественных условий, выработку вычислительных навыков, формирование элементов системного мышления, создание общего приема решения задач. К тому же задачи на движение позволяют развивать у учащихся пространственные представления, воображение и мышление. Кроме того, хочется отметить, что на практике работа с задачами на движение довольно часто проводится учителем не корректно. Школьникам предлагается задача, с которой они знакомятся, анализируют ее и решают совместно с учителем.  На мой взгляд, от такой работы невозможно извлечь максимум пользы. Если эту же задачу или подобную ей дать учащимся через 1-2 дня, то часть ребят может снова столкнуться с трудностями при ее решении.

На каждый этап изучения младшими школьниками задач на движение следует подбирать задачи соответствующего уровня сложности. При решении заданий должны использоваться следующие приемы: - выполнение заданий по осмыслению, преобразованию задачи (ее модели), объяснению, доказательству действий; - решение задач разными способами; - использование «открытых» задач; - анализ готовых решений с ошибками, неполных решений; - использование задач с недостающими (избыточными) данными. Тогда дети будут учиться решать задачи, выделять условие и вопрос, чертить схематические чертежи и работать с ними, сравнивать и преобразовывать задачи и чертежи к ним, решать задачи разными способами.  Чтобы дети лучше усваивали материал, следует научить их мыслить системно. Необходимо знать и учитывать, что умение пересказывать не означает умение решать. Необходимо научить детей использовать свои знания на практике. Важно использовать всесторонний анализ, решать задачи несколькими способами, рассматривать уже ранее решенные задачи и объяснять их решение, сравнивать два решения, записанных на доске (одно верное, другое не верное), сравнивать различные задачи и их решения, решать задачи с недостающими данными, самостоятельно составлять задачи, восстановить пропущенное действие при решении задачи или находить ошибки в решении, маскировать вопрос в условии задачи.

Такой подход к обучению решения задач на движение позволить формировать универсальные логические действия у младших школьников на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Неотъемлемой частью  ядра нового стандарта являются  универсальные  учебные  действия  (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...

Возможности использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Эта статья познакомит с возможностями использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Развитие логического мышления младших школьников при обучении решению орфографических задач

методические рекомендации для учителя при работе по формированию орфографической грамотности...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач

В настоящее время происходит переосмысление места, роли, целей математического образования. Образование рассматривается как процесс, направленный не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на с...