Развитие логического мышления младших школьников при обучении решению орфографических задач
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Соседова Татьяна Григорьевна

методические рекомендации для учителя при работе по формированию орфографической грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации13.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления

при обучении решению орфографических задач.

     При обучении орфографии учитель развивает словесно-логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать прочный орфографический навык. Как работает мысль ученика? Каковы её направления? Какова структура умственной деятельности школьников в работе по орфографии? Так в цикле статей М.Р.Львова «Обучение орфографии в начальных классах» рассматривается важнейший вопрос, связанный с решением орфографических задач.

     Первый этап – определение места, где возникла в слове орфографическая задача, к какой группе относится данная орфограмма.

     Следующий этап – определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом.

     Последний этап – запись слова в соответствии с решением орфографической задачи.

     Вот несколько алгоритмов решения орфографических задач:

Алгоритм 1  

Правописание Е и И в окончаниях существительных.

I.   1. Определи место, где возникла орфографическая задача.

     2. Определи, к какой группе относится данная орфограмма.

II.  1. Определи, в какой части слова находится орфограмма.

      2. Определи, к какой части речи относится слово.

      3. Определи склонение.

      4. По вопросу и предлогу определи падеж.

III. 1. Напиши слово в соответствии с правилом.

 

Алгоритм 2

Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих.

I.    1. Определи место, где возникла орфографическая задача.

      2. Определи, к какой группе относится данная орфограмма.

II.   1.Определи на что оканчивается данное слово.

      2. Определи, к какой части речи относится слово.

      3.Определи род.

III. 1. Напиши слово в соответствии с правилом.

Алгоритм 3

Правописание Ь в глаголах 2 лица единственного числа настоящего времени.

I.   1. Определи место, где возникла орфографическая задача.

      2. Определи, к какой группе относится данная орфограмма.

II.  1. Определи, в какой части слова находится орфограмма.

      2. Определи, к какой части речи относится слово.

      3. Определи время, лицо, число.

III. 1. Напиши слово в соответствии с правилом.

      Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается учащимися в тетради с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей

Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей...

"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"

Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...

"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"

Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...

Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач

Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач...

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...

Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач

Формирование логического мышления-важна я часть педагогического процесса. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя- полнее использовать эти возможности пр...