Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Уроки  русского языка  в начальной школе  направлены  на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как,  коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности, которая приобретается в результате  устной и письменной речи и в результате специального обучения.  Коммуникативные учебные действия в процессе изучения русского языка в начальной школе закладываются при сотрудничестве младшего школьника с соседом по парте или товарищем в группе.  Для этого на своих уроках я  часто включаю  игровые элементы, которые характеризуются частым взаимодействием учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников  в процессе изучения курса русского языка.

    После введения ФГОС мы, учителя начальных классов, обратили своё пристальное внимание  на развитие коммуникативных качеств  и возможностей детей младшего школьного возраста. И не случайно, ведь от  коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. Это, прежде всего,  его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность жизнью в школе. И мы часто наблюдаем, что неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе и может  создавать асоциальные формы поведения. А как болезненно воспринимают современные родители, если  их ребёнок оказывается отвергнутым в классном коллективе.

       Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук Алексей Николаевич Леонтьев в своих  трудах отмечал: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений:

  •  во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
  • во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения,
  • в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания;
  • в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь.

    Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему,   не удастся добиться ожидаемых результатов общения  и оно будет неэффективным.

      Именно поэтому уроки  русского языка  в начальной школе  направлены  на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как,  коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности, которая приобретается в результате  устной и письменной речи и в результате специального обучения

 Коммуникативные учебные действия в процессе изучения русского языка в начальной школе закладываются при сотрудничестве младшего школьника с соседом по парте или товарищем в группе.  Для этого на своих уроках я  часто включаю  игровые элементы, которые характеризуются частым взаимодействием учеников. Считаю, что при  таком взаимодействии формируются коммуникативные учебные действия.

     Мы все знаем, что  в 1 класс к нам приходят дети, которые  уже  обладают определенными речевыми навыками. И, благодаря,  в кавычках, конечно,  многим  современным даже детским телепередачам и мультфильмам, которые любят смотреть малыши,  очень часто они далеки от норм русского языка.

       Поэтому  на уроках в школе целенаправленная коммуникативная сфера развития личности ребенка является основной. Ежедневное создание  ситуаций общения, организованных вокруг определённых тем и текстов. 

     В целом, все темы и упражнения УМК «Перспектива», по которой мы работаем в нашей школе, на уроках русского языка, включают в себя механизмы восприятия, способствующие формированию  коммуникативных учебных действий младших школьников.  В этой работе  нам помогает  учебник русского языка   под редакцией Л.Ф.Климановой. В начале каждого  урока изучения нового материала есть диалог главных героев учебника  Тани, Вани и их взрослого друга профессора  Самоварова. Вот, например, в  теме Текст наши герои ведут  такой диалог.

 Профессор спрашивает : Как называются несколько предложений, связанных между собой по смыслу?

Аня: Я помню! Такие предложения называются текстом.

 Ваня продолжает диалог так: Я хочу добавить. Предложения в тексте объединены общей темой.

Это, я считаю,  прекрасный образец   делового общения,  образец  ведения разговора  друг с другом  по теме урока и  общения  с взрослыми, а также дальнейший план действий. На эту работу я не жалею времени на уроке, где можно сказать  «убиваешь двух зайцев».

     С первых дней обучения  я формирую  у детей ценности совместной работы:  Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Все виды деятельности  предполагают прямое общение детей друг с другом:

  • Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос.
  • Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться.
  • К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе.
  • Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.

 Ведь умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с любым умелым и знающим человеком.

   Мои ученики очень часто что-то спрашивают  у родителей, у учителя, друг у друга. Но  часто бывает трудно понять, что они хотят узнать. Для воспитания привычки “спрашивания” или правильной формулировки вопроса, я использую в работе в первом, втором классах задания, переворачивающие традиционную форму вопрос- ответ, которая существует между учителем и обучающимися.
Мною предлагаются задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой, назвать слово с такой же орфограммой, просить назвать синонимы или антонимы этого слова и т.д. Такая коллективная работа развивает и речь школьника,  и его коммуникативные навыки, и, конечно, нельзя на уроках русского языка забывать об орфографии.

Так же прекрасным тренировочным упражнением являются задания на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке. Работать можно как в группе, так и индивидуально. Например: распространить простые предложения, используя как можно больше слов. 
Простое  предложение
 « Пришла зима». 
Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих. Для начала достаточно составить предложение вида «Пришла холодная зима», а дальше - целое море фантазии, творчества раскрывает этот вид деятельности. Появляются слова  « морозная,  долгожданная, сказочная, новогодняя», если учитель продолжает будить фантазию и спрашивать: А ещё?
В качестве тренировочного упражнения могу предложить детям задание: Придумайте для игры «Узнай по описанию» небольшие тексты по теме «Природа зимой». Работа выполняется в парах. Очень ярко и чётко проявляются индивидуальные особенности детей, работая по этой теме. Активны те дети, которые придумали тексты, но ещё более активны дети, которым трудно было выполнить это задание, но зато как легко и интересно отгадать, о чём  это придумал  его сосед по парте? В следующий раз выполнение такого задания окажется по силам и ему. Дети с особым интересом выполняют такие задания. Здесь и загадка, и творчество, и дополнительный материал для написания сочинения, и исследование природных явлений, и самоутверждение – «А я тоже так смогу!». Такой вид деятельности хорош для раскрытия творческих способностей детей, для развития речи, а так же для развития ребёнка, как личности. Выполняя такие задания в парах, дети получают дополнительную информацию от соседа по парте; работая в группе - учатся формулировать свои мысли в совместной деятельности.

       Доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи  Ладыженстая  Таиса  Алексеевна  определила речевое умение как «способность управлять речевой деятельностью с целью решения коммуникативных задач общения». А в своей практике я  с максимальной эффективностью использую даже заключительный этап  каждого урока особенно русского языка , как мы говорим,  рефлексия урока, где формируются и способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, и вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Я предлагаю ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников, наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказать оценочные суждения, определить степень своего продвижения к цели, отметить успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Для развития коммуникативной компетентности   очень важно научить школьника строить предложения в соответствии с литературной нормой, добиваясь точности и выразительности. Один из самых простых и в то же время самых необходимых приёмов   в начальных классах -  это чтение образцов. Анализируя на уроках образцовые тексты, мы формируем у учащихся речевой идеал, в основе которого лежит красота художественной формы, красота языка. Ведь оценивая коммуникативное поведение человека  (речь, его манеры, позы, жесты), мы опираемся во многом на эстетические категории. Например, художественные тексты - рассказы о природе Н. Сладкова, М. Пришвина, С. Аксакова. Эти маленькие зарисовки живой природы привлекают внимание  обучающихся, а богатство лексики текстов помогает им учиться так же красиво и точно излагать мысли. Такая работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка, безусловно, дает результаты.

В преддверии нового учебного года хочется вспомнить великого советского учителя, Василия Александровича Сухомлинского. И пусть современное поколение его уже не знает, от этого его высказывания и афоризмы не  теряют своей актуальности, а возможно даже  наоборот становятся современными как никогда.

  Во втором классе на уроках литературного чтения мы читаем отрывок из его работы «Как воспитать настоящего человека»: 

«Самое большое счастье для родителей — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. 
Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.
Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца.
По-настоящему любить родителей—  это значит приносить в дом мир и покой.
Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья — это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки». 

     Первый раз этим детям  было задано  выучить наизусть прозу. Ведь это надо знать как молитву «Отче  наш».  И к моему удивлению, все 30 учеников в классе выучили сразу, даже те, кто и стихи выучивал не всегда вовремя. Мне показалось - родители моих учеников тоже довольны, что их дети знают эти мысли  наизусть. И на уроках русского языка я часто обращалась к этому отрывку. Задания  были разными и слово потерялось, и слова потеряли своё место ( деформированное предложение), но  с большим удовольствием дети  выполнили задание, где нужно было    по памяти  записать одно предложение, которое  больше всего понравилось и запомнилось. Они с особым чувством и интонацией цитировали  во время проверки «Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи».

Своё выступление хочу закончить мыслью, что при реализации коммуникативного подхода на уроках русского языка в начальных классах  специально организованные  задания и упражнения  являются необходимым условием и средством речевого и развития и формирования коммуникативных универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка

Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...

: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников

Младший школьник - это человек, овладевающий навыками общения.  Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников, умение заводить друзей являются одной из важных задач развития  в э...