Главные вкладки

    Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
    статья (русский язык, 1 класс) на тему

    Бахман Ирина Евгеньевна

    Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Я  хочу поделиться тем,как делаю это на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе с помощью различных заданий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конструирование заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, на уроках обучения грамоте в 1 классе  и уроках  русского языка во 2 классе.

    Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Я  покажу как делаю это на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе с помощью различных заданий. За основу в своей работе  я взяла типологию заданий, разработанную в системе развивающего обучения, так считаю, что именно такие задания позволяют наиболее эффективно организовать работу по формированию УУД.

    Типология заданий (по Э.А. Александровой):

    1.Исполнительские- эти задания ребенку нужно выполнить самому.

            1-й уровень – ребенок выполняет задания сам, но ему дан готовый ответ.

            2-й уровень – ребенок выполняет задания сам, но ему дается несколько ответов, среди которых один правильный, а другие получены в результате типичных ошибок.

            3-й уровень – ребенок сам выполняет задания и сам доказывает правильность его выполнения

    2.Оценочные- это задания, которые уже выполнены кем-то, а ребенку нужно оценить.

    1-й уровень – задания выполнены кем-то с использованием графической модели.

    2-й уровень – задания выполнены кем-то без использования графической модели. Для того чтобы оценить правильность выполнения задания, ребенку сначала нужно построить графическую модель.

    3.Рефлексивные- это задания на придумывание самим ребенком таких же заданий, как те, которые ему предлагались учителем. Этот блок позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи, отношения.

    4.Рефлексивно-методические- это задания типа «как научить других придумывать такие же задания».

    5. Диагностические- это задания с «ловушками» (можно выделить несколько типов «ловушек»: «ловушки» на способ, «ловушки», связанные с недостающими или лишними данными, и др.).

    6. Рефлексивно-диагностические- это задания на придумывание детьми таких же «ловушек».

    Упражнения, направленные на формирование УУД: 

    (данные упражнения позволяют формировать все группы  УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные).

    1. Исполнительские.

    1 класс.  Даны буквы  В Г Д Т   и   А Я . Составьте слоги, чтобы согласная буква обозначала мягкий звук.

    2 класс.  Даны слова, составьте из них предложение. Запишите.

    Листья, лужу, осенние, в, падают

    1. Оценочные.

    1 класс.   Авосик и Небосик выполнили это задание так: ВА,ГЯ, ТЯ, ДЯ, ДА;

    ВЯ, ГЯ, ДЯ, ТЯ. 

     Справились ли они с заданием? ( Здесь графической моделью служит схема слога.)

    2 класс. Вася выполнил задание так: осенние листья падают в лужу. Оля так: Листья в лужу падают осенние. Оцените.

    1. Рефлексивные. Придумайте подобное задание.

    1. Рефлексивно-методические задания еще сложны для первоклассников, поэтому пока мы их не предлагаем. А вот во 2 класс.  уже начинаем пробовать, сначала все вместе:

    - Что необходимо нам, чтобы придумать такое задание? ( Слова)

    -Какие это должны быть слова? ( Связанные по смыслу)

    -Подбираем слова.

    -Можно идти и обратным путем: придумать предложение, а потом слова в нем «перепутать».

    1. Диагностические.
    2. 1 класс.  Составьте все возможные слоги из данных букв: С Ш Б ;  Ы А.( Ловушка: слоги  с буквами Ш и Ы СОСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ).

    2 класс. Составьте предложение из слов: утром идут цветочную школу в дети( Ловушка: лишнее слово)

    Сделал я день на маме рождения (Ловушка: не хватает слова).

    1. Рефлексивно-диагностические.
    1. класс.   Дети с охотой придумывают подобные «ловушки».

     2 класс.  В теме «Текст» было домашнее- придумайте задания с «рассыпанным» текстом, в котором  должны быть ловушки.

    Сконструированные мной упражнения позволяют формировать:

    - познавательные универсальные учебные действия: ребенок учится ориентироваться в системе знаний, работает с информацией, применяет свои знания на новом уровне;

    -регулятивные универсальные учебные действия: ставит цель, определяет пути её достижения, составляет план действий, реализует его, соотносит результат с образцом;

    -личностные универсальные учебные действия: действует согласно сформированной мотивации учения, пониманием смысла учебной деятельности;

    -коммуникативные универсальные учебные действия: формируется умение полно и точно формулировать свою мысль и доносить свою позицию до других с помощью монолога или диалога

    В заключение я хотела бы поделиться своим взглядом на формирование универсальных учебных действий в учебном процессе: добиваясь этого,  мы в конечном итоге учим детей учиться, общаться, быть человеком и просто жить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

    Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

    «Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

    «Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

    Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

    Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

    Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка

    Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе

    В работе определены характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий, описаны общие приемы и методы формирования универсальных учебных действий ...