Главные вкладки

    : «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Платонова Ирина Юрьевна

    Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Решение той или иной учебной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно учебные ситуации на уроке позволяют ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Раздел  «Глагол»

    Тема урока. «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Цель урока:

    Формировать    умения написания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

    Задачи:                                                                                                                              

    1. Развивать мышление, умение сопоставлять, обобщать, анализировать.

    2. Воспитывать толерантность, трудолюбие, желание помогать тем, кто в этом нуждается.

    Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, презентация.

    Ход урока

    I Организационный момент

                    Древняя пословица права.

                    Да, язык – великое богатство.

                    Только надо записать слова,

                    А не то бесследно разлетятся.

     

    Уч.  Постараемся на уроке работать так, чтобы слова не разлетались, а помогали нам в работе.

    II Актуализация знаний

    1. Орфографическая минутка

       

    П…гладить,   р…шить,   з…м…розить,   выпр…мить,  п…строить,  р…зг…варивать

    Уч. Прочитайте слова. Подумайте, что общего у этих слов?

    Дети. Все слова  - это  глаголы, которые стоят в начальной форме. Имеют  безударные гласные.

    Уч. Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти глаголы?

    Дети.  Безударные гласные в корне  слова и безударные гласные в приставке. Глаголы I спряжения и глаголы II спряжения

    1.1. Работа в парах

    Уч.  Работаем в парах. Разделим слова на две группы: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в приставке. Договоритесь, друг с другом, кто какую группу будет писать. Записать и оформить орфограмму. (Дети должны показать в какой части слова стоит безударная гласная)

    1.2. Взаимопроверка.

    Уч. Вспомним правила взаимопроверки.

    Дети.   Внимательно читаем слово и сопоставляем с образцом. Если увидели ошибку, аккуратно зачеркиваем одну букву и сверху пишем нужную букву. Проверяем, правильно ли выделена та часть слова, в которой находится безударная гласная. Работу проверяем ручкой с зеленой пастой.  

     На доске  1.  Погладить,    заморозить,   построить,  разговаривать.

                      2.  Решить,   заморозить,  выпрямить, разговаривать.

    Уч. Чтобы поставить отметку своему товарищу, давайте вспомним,  какая задача стояла перед вами?

    Дети. Правильно написать безударную гласную и оформить орфограмму.

    Уч.  За эту работу вы и должны поставить отметку. (Дети выставляют отметки.)

    Уч.  Кто считает, что его товарищ по парте, выполнил задание правильно и аккуратно. Было приятно проверять его работу.  (Дети поднимают руки и учитель отмечает этих ребят).

    2. Работа с грамматическими признаками глагола.

    Уч. Назовите,  какие грамматические признаки относятся к глаголам.

    Дети. Время, лицо, число, спряжение, род в прошедшем времени.

    Уч. Как вы думаете, что надо обязательно сделать, чтобы правильно написать окончание глаголов в настоящем времени в 3 лице в ед. ч.  

    Дети. Надо определить спряжение.

    Уч.  Посмотрите на глаголы, которые на доске. Какие из этих глаголов будут иметь окончание –ет и почему вы так думаете?

    Дети. Глагол разговаривать. Потому что он I спряжения, а все остальные глаголы II спряжения.

    3. Работа с глаголами в форме прошедшего времени

    Уч.     Евдокия Васильевна попросила Машу и Костю записать эти глаголы, поставив их в форму прошедшего времени. Вспомните, с помощью чего образуются глаголы в форме прошедшего времени?

    Дети. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса Л

    Уч.   Давайте посмотрим, что получилось у ребят.

    На доске.

               Маша:      погладил,   решил,   заморозел,   выпрямел,  построил,  разговаривал.

            Костя:      погладел,   решил,   заморозил,   выпрямил,  построел,  разговаривол.

    Уч. Одинаково ли выполнили задание ребята? Какая часть слова отличается в написании у ребят?

    Дети. Отличаются в глаголах глагольные суффиксы.

    Уч. Как вы думаете, почему?

    Дети. Потому что глагольный суффикс стоит в безударной позиции.

    Уч.  А какое слово написано одинаково у Маши и Кости, и почему?

    Дети.   Решил, потому что глагольный суффикс стоит под ударением.

    Уч. Как вы думаете, а вы сможете правильно без ошибок выполнить задание Евдокии Васильевны? Почему?

    Дети. Мы не знаем правило написания безударных суффиксов глаголов в форме прошедшего времени.

    4. Определение темы и цели урока.

    Уч. И что из этого следует?

    Дети. Мы должны узнать, что надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс глагола в прошедшем времени.

    III. «Открытие» нового способа действия

    Уч. Выпишите слово, в котором ребята одинаково написали глагольный суффикс. Выделите глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

    Дети.   Решил(выделяют суффиксы И, Л)

    Уч. Во второй столбик напротив слова решил запишите этот глагол, поставив его в начальную форму. Выделите глагольный суффикс и суффикс начальной формы.

    Дети . Решить (выделяют суффиксы И, ТЬ)

    Уч. Запишите во второй столбик слова: летать, петь, растить. Выделить глагольные суффиксы и  суффиксы начальной формы.  (Дети выполняют задание).

    Уч.   Запишите, напротив, в первый столбик эти глаголы, поставив их в форму прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и суффиксы прошедшего времени

    Дети.   Записывают слова: летал, пел, растил. Выделяют суффиксы А и Л, Е и Л, И и Л.

    Уч. Возникли ли трудности в написании глагольных суффиксов? Почему?

    Дети. Глагольные суффиксы стоят под ударением.

    Уч. Выделите основу в каждой паре глаголов. (Дети выделяют)

    Уч. Что-нибудь интересное в каждой паре заметили?  (Если дети не могут ответить на вопрос, то учитель задает более конкретный вопрос. Посмотрите на слова в каждом столбике и сравните глагольные суффиксы в каждой паре.)

    Дети. В каждой паре глагольные суффиксы одинаковые.

    Уч. Попробуйте сформулировать как же пишутся глагольные суффиксы у глаголов в форме прошедшего времени.

    Дети. Глагольные суффиксы у глаголов в форме прошедшего времени пишутся также как и у глаголов в начальной форме.

    Уч. А что мы должны будем делать, если нам надо написать глаголы в форме прошедшего времени с безударными глагольными суффиксами?

    Дети. Мы должны поставить глагол в начальную форму и посмотреть какой глагольный суффикс стоит у глагола, такой глагольный суффикс, и писать у глагола в форме прошедшего времени

    Физминутка

    IV.  Первичное закрепление с комментированием

    1. Образование глаголов в форму прошедшего времени.

    Уч. А сейчас вы сможете правильно написать глагольные суффиксы в глаголах в форме прошедшего времени? Давайте поможем Маше и Косте. Запишите в первый столбик глаголы в форме прошедшего времени, а во второй –эти же глаголы в начальной форме. Выделите глагольные суффиксы и суффиксы прошедшего времени и начальной формы.

    Дети.  Выполняют задание с комментированием.

    2.Решение проблемной задачи

    Уч.  Запишите ответ глаголом в прошедшем времени.

           - Скреплять клеем.  (Клеить)

            Что у вас получилось? ( Кто-то напишет правильно, кто-то сделает ошибку, а кто-то не станет писать, потому что не знает. Надо по ситуации обыграть)

    Дети.  Какой глагольный суффикс надо написать у глагола начальной формы? Он без ударения и четко мы не слышим, поэтому можем написать Е, И.

    Уч.  Что же мы можем сделать, если затрудняемся в выборе глагольного суффикса у глагола в начальной форме?

    Дети.  Надо посмотреть в словарик.

    Уч. Посмотрите и скажите, какой же глагольный суффикс у глагола клеить и какой суффикс напишем  в форме прошедшего времени?

    Дети.  У глагола клеить глагольный суффикс И, значит  в прошедшем времени напишем суффикс И – клеил.

    3.Работа с учебником (стр. 95)

    Уч. Найдите упражнение 69 на стр. 95-96. Прочитайте задание.

    Дети. Читают про себя задание.

    Уч. Давайте ответим на вопросы.

    Дети. – В каком времени стоят все глаголы в предложениях? ( В прошедшем времени)

               - Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Нет)

    Уч. Проговорите еще раз, что написано на плакате у летучей мыши.

    Дети. У глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, не надо определять спряжение глагола, а надо глагол поставить в начальную форму.

    Уч. Выполним это упражнение с комментированием

    Дети. Выполняют.  ( Первого ученика комментировать просит учитель, а следующего просит ученик, который комментировал «Передача эстафетной палочки»)

    V. Контроль

    1. Подготовительная работа

    Уч.  Перед вами три задания. Вам надо выбрать одно задание и его выполнить без ошибок.

    При выборе задания, какое правило мы должны помнить.

    Дети. Прочитать все задания. Так как задача стоит правильно без ошибок его выполнить, то будем смотреть, какое задание я знаю как выполнять. Его и буду выполнять. Если останется время, попробую выполнить другое задание.

    Уч.  На выполнение задания дается 4-5 мин.

    1- уровень.

    Образуйте глаголы в форме прошедшего времени, выделите глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

    Клеить, зависеть, насыпать, растаять, заморозить, заметить, почуять.

    2-уровень  

    Запишите глаголы в форме прошедшего времени, выделите глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

    Исправишь, веет, ненавидит, приклеит, рыщет, заслушают, выполнит,

    3-уровень

    Запишите ответы глаголами прошедшего времени

    а) Рассыпать семена в почву.

    б) Ронять что-то мелкое.

    в) Обретать жидкое состояние под действием тепла.

    г) Летать плавно, парить.

    д) Возводить здание.

    е) Громкие, резкие звуки, которые издает собака или лисица.

    2. Самостоятельная работа.

    3. Самопроверка.

    Уч. Поставьте себе отметку за правильное выполнение задания. Помните, за что мы должны выставить отметку?

    Дети.  За правописание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени.

    Уч.  Кто доволен выполнением своей работы? Что помогло правильно выполнить задание? Если нет, то почему? Какие трудности возникали?

    Дети. Рассказывают о своей работе.

    VI. Итог урока

    Уч.  Разбейтесь на группы по 4 человека и пусть каждый выскажет свое мнение о своей работе на уроке, используя наш экран-помощник.

    1.  Сегодня я узнал…
    2.   Было интересно…
    3.   Было трудно…
    4.   Я выполнял задания…
    5.   Я понял, что…
    6.   Теперь я могу…
    7.   Я почувствовал, что…
    8.   Я приобрел…
    9.   Я научился…
    10.  У меня получилось …
    11.   Я смог…
    12.   Я попробую…
    13.  Меня удивило…
    14.  Урок дал мне для жизни…
    15.  Мне захотелось…

    Дети высказывают свои мнения о своей работе на уроке.

    Уч. А кто считает, что его товарищ высказал очень интересное мнение и что всем ребятам в классе надо обязательно его послушать.

    Дети. Предлагают и все выслушивают и обсуждают.

    VII. Домашнее задание(1-2мин)

    Уч. Посмотрите учебник на стр. 96-97. Какое задание запишем?

    Дети. Упр. 70 или 71 (на выбор), выучить правило на плакате мыши.

    Уч.  По желанию можно написать мини-сочинение с глаголами в форме прошедшего времени по теме «Когда я был маленький…»

    Список литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М. : Просвящение, 2009. – 41с.

    2. Русский язык [Текст]: 4 класс: методическое пособие / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – 3-е изд., доп. – М.: Академкнига / Учебник 2010. – 256с.

    3. Русский язык [Текст] : 4 класс: Учебник : В 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т. А. Байкова. – М. : Академкгига / Учебник, 2011. – Ч. 1 : 176 с. : ил.

    4. Справочное пособие по русскому языку : 4-й кл. (1-4); 3-й кл. (1-3) /О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 269, [3] с.

    5. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе

    [Текст] : / Р.Г. Чуракова. – М. : Академкнига / Учебник, 2007. – 112 с. : ил.

    6. СанПмН 2.4.2.2821 – 10, утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189.

    Приложение

    Презентация

    Карточка с заданиями

    Образуйте глаголы в форме прошедшего времени, выделите глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

    Клеить, зависеть, насыпать, растаять, заморозить, заметить, почуять.

    Запишите глаголы в форме прошедшего времени, выделите глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

    Исправишь, веет, ненавидит, приклеит, рыщет, заслушают, выполнит,

    Запишите ответы глаголами прошедшего времени

    а) Рассыпать семена в почву.

    б) Ронять что-то мелкое.

    в) Обретать жидкое состояние под действием тепла.

    г) Летать плавно, парить.

    д) Возводить здание.

    е) Громкие, резкие звуки, которые издает собака или лисица.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

    «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Урок русского языкаУМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

    Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...