Главные вкладки

    «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Чеботарева Елена Алексеевна

    Урок русского языка
    УМК "Перспективная начальная школа"
     4 класс
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 4_klass.doc83 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc19.5 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie.doc19.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    УМК "Перспективная начальная школа"

     4Д класс

     МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

    Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна

    Тип урока: первичное предъявление новых знаний

    Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

    Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

    Задачи:

    • Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
    • Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
    • Развитие умения работать в группах, навыка работы со словарями, самоконтроля и самооценки.

    Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:

    Личностные:

    • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
    • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
    • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.

    Метапредметные:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
    • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
    • корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
    • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

    Предметные:

    • умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
    • умение проверять написанное;  
    • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.

    Х О Д      У Р О К А

    1.

    Этап целеполагания.

    а) Создание проблемной ситуации

    Цель деятельности учителя:

    - подвести учащихся к выводу темы урока и наметить его задачи

    Задачи:

    - подготовка учащихся к продуктивной работе через позитивный настрой

    - создание  проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

    -активизация познавательных УУД

    Цель деятельности учащихся:

    - определить тему урока, наметить учебные задачи в соответствие с ней и спланировать свою деятельность

    Методы:

    -побуждающий от проблемной ситуации диалог.

    – Поприветствуйте гостей, проверьте, все у вас ли готово к уроку?

    – Послушайте стихотворение и предположите, какая часть речи интересует нас на сегодняшнем уроке:

    Мне их выучить пустяк!

    У меня свой метод!

    Применяется он так,

    (Новый метод этот):

    Кричать – кричал,

    Вертеть – вертел,

    Двигать – двигал,

    Лететь – летел...

    Я и прыгал! Я и пел!

    Я и топал! И летел!

    – Что такое глагол?

    – Как изменяется глагол? (по временам, числам)

    – Как называют изменение глагола по временам и числам?

    – Сколько спряжений знаете?

    – Как узнать, какого спряжения глагол?

    – Что вам известно про суффикс –л– ?

    Как проверить написание безударного суффикса глагола прошедшего времени?

    – В чем возникло затруднение?  Чего не знаем?  Какую цель поставим? (научиться писать безуд. суфф. глаг. прош. вр.)

    – Как ее достичь? Давайте составим план урока:

    1. словарная работа
    2. чистописание
    3. работа над новым материалом
    4. работа по учебнику
    5. физминутка/игра
    6. работа в парах
    7. работа в группах
    8. итог урока  

    2.

    Орфографическая минутка.

    Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

    -развивать орфографию и каллиграфию.

    Задачи:

    -постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

    - повторить словарные слова,

    - отработать письмо буквы «е».

    Методы: взаимопроверка.

    1. Словарная работа:

    – Посмотрите на доску и сформулируйте задание:

    Биседа, винигред, жилезо, призидент, путешествие, сикрет.

    ВЗАИМОПРОВЕРКА по словарю «Пиши правильно» у. 2 ч. с. 126

    – Какое слов «лишнее»? Что общего у этих слов? (В месте ошибки – е)

    – Что знаете о букве е? Какую букву будем прописывать? Зачем нам чистописание?

    2. Чистописание:  Ее

    – Какого спряжения будет глагол, если в его личных окончаниях стоит букве е?

    – Какого спряжения глагол терпеть?

    – Назовите глаголы-исключения 2 спряжения,

    – Назовите глаголы-исключения 1 спряжения.

    3.

    Изучение учебного материала.

    Открытие новых знаний.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

    -получает возможность задуматься.

    Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

    -способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

    Задачи:

    -формировать знания о фразеологических оборотах,

    -развивать способности к анализу, синтезу.

    Методы:

    -учебный диалог,

    -наглядные,

    -познавательные.

    1. Погружение в проблему:

    – Какие из данных глаголов надо рассмотреть, работая по теме урока

    Вертел           Двиг . л

    Кричал          Прыг. л

    – Почему? (глаголы прошедш. вр. с пропущенным безударным суффиксом)

    – Как его проверить? Как узнать?

    2. Новый материал:    У. с. 95 упр. 69.

    Читаем задание: Прочитай предложения. (Читаем). В каком времени стоят все глаголы в предложениях? (В прошедшем времени). Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Кто-то знает?) Посмотри объяснение на плакате!

    У. с. 96  плакат Летучей мыши (правило).

    – Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в прошедшем времени? (Нет)

    – Что достаточно что знать? (Как пишется его начальная форма) 

    Коллективное обсуждение. Запись.

    1. Мальчик выбежал на крыльцо.

    2. Во дворе лаяла собака. (Какой глагольный суффикс в нач. форме? Если не знаем, как узнать?)

    3.Бабушка приехала в гости.

    4. Отец достроил баню.

    5. Я увидел кошку.

    6. Кошка выглядела неплохо.

    7. Они затеяли недоброе.

    Физминутка

    Вы будете выполнять те действия, которые я называю с помощью глаголов прошедшего времени:

    Встанем, все встаем, встали, поднимем руки вверх, поднимаем руки вверх, подняли руки вверх, опускаем, опустили. Посмотрели на меня, выполним гимнастику для глаз, выполнили гимнастику для глаз, сели.

    4.

    Включение нового знания в систему знаний и повторение 

    Постановка целей и задач урока через коммуникативное общение учащихся в группах.

    Самостоятельное ознакомление с материалом

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

    -учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.

    Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

    -создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.

    Задачи:

    -развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

    - дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

    Методы:

    -учебный диалог,

    -наглядные,

    -самостоятельная деятельность уч-ся,

    - работа со справочным материалом.

    Доп. информация:

    Родиной самовара считается Тула. В 1778 году был изготовлен первый тульский самовар. Он стал символом добра и домашнего уюта.

    1. Работа в парах (Демонстрируется картинка САПОГИ – предположите, как будем работать дальше? – «Два сапога – пара», работа в парах)

    Время работы: 2 минуты. 

    Инструкция: договоритесь, кто записывает начальную форму глагола, кто – форму прошедшего времени, безударные суффиксы выделяйте.

    Обид…, закле…, куш…, хлоп…, прыг…, трог…, мысл…, увид…, слуш…, брос…

    П Р О В Е Р К А (хором)

    Обидел – обидеть

    Заклеил – заклеить

    Кушал – кушать

    Хлопал – хлопать

    Прыгал – прыгать

    Трогал – трогать

    Мыслил –мыслить

    Увидел – увидеть

    Слушал – слушать

    Бросил – бросить

    1. Работа в группах Т.1 с. 44, упр. 47

    Поставить глаголы в скобках в форму единственного числа мужского рода. Выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени.  

    САМ (гореть) -------------------- самовар,
    САМ (гудеть) -------------------- самовар,
    САМ (шипеть) ------------------- самовар,
    САМ (кипеть) -------------------- самовар.
    САМ (свистеть) -------------------,
    САМ (сверкать) -------------------,
    САМ (пыхтеть) -----------------,
    САМ дым (пускать) -------------------.
    САМ (урчать) --------------------,
    САМ (бурчать) -------------------,
    САМ чайком нас (угощать) -------------------.
    Самовар недаром
    Зовется – САМОВАРОМ.

    Словарь образования слов у.ч.2 с. 157    Самовар – сам + вар/ит + соед. глас. (о)

    - Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.

    - Какой можем сделать вывод?

    П Р О В Е Р К А (индивидуально у каждой группы)

    5.

    Рефлексия

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

    - осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса.

    Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

    -вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами.

    - формировать самооценку учащихся

    Задача:  содействовать осознанию учебной деятельности.

    Методы: самоконтроль.

    Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:

    – Чему научились на уроке?

    Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил
    – Цели достигли?

    Проверим: объясните, какой безударный суффикс надо написать в словах:

    Двиг . л

             Прыг. л

    – В жизни нам эти знания пригодятся?

    Домашнее задание (выборочное)

    1. Т. с. 45, упр.48, 49

    2.  У. с. 98 упр. 72

    Оценки



    Предварительный просмотр:

    обид…

    закле…

    куш…

    хлоп…

    прыг…

    трог…

    мысл…

    увид…

    слуш…

    брос…



    Предварительный просмотр:

    Верт . л          

    Крич . л          

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Двиг  . л

    Прыг. л


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

    : «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

    Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...