Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку

Антонина Александровна Артюхина

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ширинская средняя общеобразовательная школа»

 Урок русского языка

              Тема урока:

«Написание безударных суффиксов глагола в форме

прошедшего времени»

УМК «Перспективная начальная школа»

4 класс

                         Провела:

                                                                             учитель начальных классов    

                                                                            Артюхина А.А.

п. Ширинский

Цель: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов  глагола прошедшего времени.

Задачи урока:

- формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего  времени;

- развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;

- развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,  парная работа.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.

Используемые педагогические технологии:

-   технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии        

Ресурсы:

-персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

-М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова  «Русский язык» учебник, 4 класс, Москва  Академкнига/учебник, 2009г.

-карточки для работы в парах;

-карточки для исследования.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, саморегуляция, коррекция.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Ход урока.

I.Организационный момент. 

- Ребята, начинаем урок. Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- Откроем тетради, запишем дату. 

II. Минутка чистописания.

- Проведем минутку чистописания.

- Прочитайте предложение на доске. ( (О/о)с…нь  щедро  (о)д…рила  л..са   ярк…ми  красками.)

- Послушайте задание и определите, правописание какой буквы мы повторим в узоре: эта буква встречается в  глаголе, который входит в состав этого предложения, буква обозначает согласный, непарный  звонкий,  парный твердый звук.(л) (на доске записано перед предложением и закрыто листом - ЛлЛЛлл)

- Верно, мы повторим правописание заглавной и строчной буквы л вот в таком узоре (открыть узор).

- Повторите и продолжите цепочку в тетради. Соблюдаем наклон, правильно прописываем нижнее соединение.

- Как вы могли бы связать букву  -л с глаголом? (у глагола в прошедшем времени суффикс Л)

- Запишем предложение с доски, но сначала  объясним орфограммы в словах (устно объясняют)

- Запишите предложение, обозначая орфограммы.

- Выполним  разбор по членам предложения (у доски - Прохоров).

III. Словарная работа.

- Поиграем в игру «Путаница». Посмотрите, в словах запутались буквы.

(слова записаны на закрытой доске - чинеку,  инуж,  еснирь,  литеб,  орагод.)

- Поставьте буквы на свои места и распутайте слова. (ученик, ужин, сирень, билет, дорога)

- Что можете сказать об этих словах? (словарные)

- Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

- Выполните взаимопроверку, если есть ошибки – исправьте их.

- У кого нет ошибок?

- У кого 1-2 ошибки?

- С одним из любых слов составьте предложение и  запишите. (1-2 человека называют предложения)

IV. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на уроке мы будем работать над новой темой. Посмотрите на доску и прочитайте слова.                (слова записаны на доске )

Гнал, кр_чать, в тетрад_,  чист_л.

- Какое задание можно предложить.

(Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово).

- Найдите лишнее слов? ( В тетради)

- Почему? ( В тетради- существительное, а остальные слова глаголы)

- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. (в тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)

- Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)

- Почему? Ведь слово кричать - это глагол. ( Кричать - это глагол в начальной форме, а  начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола./ остальные глаголы стоят в форме прошедшего времени)

- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. (кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик).

- Какие слова остались?  (Гнал, чистил - подчеркнуть их)

- Что общего в этих словах?  (Это глаголы прошедшего времени.)

- По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?

( По вопросам и  наличию суффикса - л.)

-Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)

- Есть ли орфограмма во втором слове?  (Да.)

- Какая орфограмма? (  Безударный гласный.)

- В какой части слова? ( В суффиксе.)

- Какую букву нужно вставить в безударном суффиксе глагола прошедшего времени?

- Как проверить данную орфограмму? (затруднение) 

V.Открытие нового знания. 

- Как вы думаете, какова тема урока? (Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.) Откроем учебник стр. 95.

- Какую цель поставим?  (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.) 

  - Понаблюдаем  за глаголами, исследуем  их и попробуем разобраться, как же проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.

- У вас на парте лежит карточка белого цвета. Поработаем в парах.

- Выполните задание на карточке. Понаблюдайте за данными глаголами. Может быть, вы установите закономерность,  от чего зависит написание  безударных суффиксов  в глаголах прошедшего времени.

Работа в парах. Обучающиеся выполняют задание, устанавливают закономерность. Делают выводы. (Приложение 1)

-Какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом - л- пишется тот же суффикс, что и перед - ть в начальной форме.)

-А надо ли определять спряжение у глаголов в начальной форме? (Нет.  Достаточно, только поставить глагол в начальную форму.)

(Если дети не смогут сделать вывод,  то учитель предлагает им:

- подчеркнуть орфограммы безударной гласной, находящиеся перед суффиксом - л- у глаголов прошедшего времени , и суффиксы , находящиеся перед - ть в начальной форме;

- сравнить в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой;

-сделать вывод о написании суффиксов глаголов прошедшего времени.) 

-Где мы можем проверить свое предположение? ( В учебнике.)

- Проверьте, правильный ли мы сделали вывод, прочитайте правило на стр. 96.

- Итак, верно ли мы сделали вывод?

- Какой суффикс сохраняется у глаголов в форме прошедшего времени? (глагольный суффикс начальной формы)

- Что достаточно знать, для того, чтобы правильно  написать суффикс глаголов в прошедшем времени? (его начальную форму)

- Давайте составим алгоритм, чтобы применять новые знания:

- Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола прошедшего времени? (Надо поставить глагол в начальную форму.)

- Следующий шаг? ( Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.)

- Что надо сделать после этого? ( В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - написать тот же суффикс, который стоит в начальной форме.)

Алгоритм на доску

- Давайте вернемся к глаголу чистил. Использую алгоритм, объясните написание орфограммы. (Чистил- орфограмма безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени.  Чист_л  - чистить - чистил. – 1 у доски)

VI. Физминутка.

Руки на пояс. Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем бег на месте, 2 спряжения –ходьба.

Идёшь,  шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, говоришь, видеть, брить, кричишь.

- Дадим глазам отдохнуть.

VII. Первичное закрепление.

- Закрепим полученные знания.  

- Выполним на стр. 95, упр. 69: первые 5 предложений.

- Устно объясним орфограмму, а затем запишем предложение.(Обучающиеся по цепочке объясняют написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени, а затем записывают предложение и выделяют суффиксы.)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А теперь попробуйте самостоятельно применить эти знания. Предлагаю вам задания разной сложности.  (Приложение 2)

- У вас на столах лежат карточки с заданиями.

-На зеленых карточках – легкий уровень.

- На красных карточках – сложный уровень.

-Посмотрите задания и выберете для себя то,  с которым вы справитесь и выполните его самостоятельно в тетрадях.

(дети выполняют)

- Проверьте свою работу.

- Кто работал с зелеными карточками, сделайте самопроверку с доской.(закрытая доска)

- Кто выполнял работу на красных карточках, сравните свою работу с контрольными карточками. (раздать карточки)

-После того, как сделаете самопроверку, поставьте себе на полях соответствующую оценку своей работе.

- У кого 5 ? 4? 3?

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли цели?

- Как проверить безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени?

X. Домашнее задание:

     Правило стр.96, упр. 71 стр. 97.

Приложение 1

1.Определите,  в какой форме стоят глаголы.

2.Разберите глаголы  по составу.

Строил - строить

Услышал - услышать

Погладил - погладить

                                         Приложение 2

Легкий уровень

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Завис_л – зависеть,

плак_л –  плакать,

трог_л – трогать,

ужал_л – ужалить.

Сложный уровень

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

      Повес_л,  выбеж_л,  удар_л,  се_л,  пыхт_л, вид_л.

     

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Урок русского языкаУМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

Конспект урока по теме:"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" Русский язык 4 класс. УМК ПНШ

Тема: написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времениЦель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.Задачи:образовательные:...