Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
    план-конспект урока по русскому языку

    Антонина Александровна Артюхина

    Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Ширинская средняя общеобразовательная школа»

     Урок русского языка

                  Тема урока:

    «Написание безударных суффиксов глагола в форме

    прошедшего времени»

    УМК «Перспективная начальная школа»

    4 класс

                             Провела:

                                                                                 учитель начальных классов    

                                                                                Артюхина А.А.

    п. Ширинский

    Цель: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов  глагола прошедшего времени.

    Задачи урока:

    - формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего  времени;

    - развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;

    - развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.

    Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,  парная работа.

    Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.

    Используемые педагогические технологии:

    -   технология деятельностного подхода;

    - элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

    - информационно - коммуникативные технологии        

    Ресурсы:

    -персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

    -М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова  «Русский язык» учебник, 4 класс, Москва  Академкнига/учебник, 2009г.

    -карточки для работы в парах;

    -карточки для исследования.

    Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

    Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, саморегуляция, коррекция.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Ход урока.

    I.Организационный момент. 

    - Ребята, начинаем урок. Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

    - Откроем тетради, запишем дату. 

    II. Минутка чистописания.

    - Проведем минутку чистописания.

    - Прочитайте предложение на доске. ( (О/о)с…нь  щедро  (о)д…рила  л..са   ярк…ми  красками.)

    - Послушайте задание и определите, правописание какой буквы мы повторим в узоре: эта буква встречается в  глаголе, который входит в состав этого предложения, буква обозначает согласный, непарный  звонкий,  парный твердый звук.(л) (на доске записано перед предложением и закрыто листом - ЛлЛЛлл)

    - Верно, мы повторим правописание заглавной и строчной буквы л вот в таком узоре (открыть узор).

    - Повторите и продолжите цепочку в тетради. Соблюдаем наклон, правильно прописываем нижнее соединение.

    - Как вы могли бы связать букву  -л с глаголом? (у глагола в прошедшем времени суффикс Л)

    - Запишем предложение с доски, но сначала  объясним орфограммы в словах (устно объясняют)

    - Запишите предложение, обозначая орфограммы.

    - Выполним  разбор по членам предложения (у доски - Прохоров).

    III. Словарная работа.

    - Поиграем в игру «Путаница». Посмотрите, в словах запутались буквы.

    (слова записаны на закрытой доске - чинеку,  инуж,  еснирь,  литеб,  орагод.)

    - Поставьте буквы на свои места и распутайте слова. (ученик, ужин, сирень, билет, дорога)

    - Что можете сказать об этих словах? (словарные)

    - Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

    - Выполните взаимопроверку, если есть ошибки – исправьте их.

    - У кого нет ошибок?

    - У кого 1-2 ошибки?

    - С одним из любых слов составьте предложение и  запишите. (1-2 человека называют предложения)

    IV. Актуализация опорных знаний

    - Сегодня на уроке мы будем работать над новой темой. Посмотрите на доску и прочитайте слова.                (слова записаны на доске )

    Гнал, кр_чать, в тетрад_,  чист_л.

    - Какое задание можно предложить.

    (Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово).

    - Найдите лишнее слов? ( В тетради)

    - Почему? ( В тетради- существительное, а остальные слова глаголы)

    - Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. (в тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)

    - Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)

    - Почему? Ведь слово кричать - это глагол. ( Кричать - это глагол в начальной форме, а  начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола./ остальные глаголы стоят в форме прошедшего времени)

    - Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. (кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик).

    - Какие слова остались?  (Гнал, чистил - подчеркнуть их)

    - Что общего в этих словах?  (Это глаголы прошедшего времени.)

    - По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?

    ( По вопросам и  наличию суффикса - л.)

    -Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)

    - Есть ли орфограмма во втором слове?  (Да.)

    - Какая орфограмма? (  Безударный гласный.)

    - В какой части слова? ( В суффиксе.)

    - Какую букву нужно вставить в безударном суффиксе глагола прошедшего времени?

    - Как проверить данную орфограмму? (затруднение) 

    V.Открытие нового знания. 

    - Как вы думаете, какова тема урока? (Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.) Откроем учебник стр. 95.

    - Какую цель поставим?  (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.) 

      - Понаблюдаем  за глаголами, исследуем  их и попробуем разобраться, как же проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.

    - У вас на парте лежит карточка белого цвета. Поработаем в парах.

    - Выполните задание на карточке. Понаблюдайте за данными глаголами. Может быть, вы установите закономерность,  от чего зависит написание  безударных суффиксов  в глаголах прошедшего времени.

    Работа в парах. Обучающиеся выполняют задание, устанавливают закономерность. Делают выводы. (Приложение 1)

    -Какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом - л- пишется тот же суффикс, что и перед - ть в начальной форме.)

    -А надо ли определять спряжение у глаголов в начальной форме? (Нет.  Достаточно, только поставить глагол в начальную форму.)

    (Если дети не смогут сделать вывод,  то учитель предлагает им:

    - подчеркнуть орфограммы безударной гласной, находящиеся перед суффиксом - л- у глаголов прошедшего времени , и суффиксы , находящиеся перед - ть в начальной форме;

    - сравнить в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой;

    -сделать вывод о написании суффиксов глаголов прошедшего времени.) 

    -Где мы можем проверить свое предположение? ( В учебнике.)

    - Проверьте, правильный ли мы сделали вывод, прочитайте правило на стр. 96.

    - Итак, верно ли мы сделали вывод?

    - Какой суффикс сохраняется у глаголов в форме прошедшего времени? (глагольный суффикс начальной формы)

    - Что достаточно знать, для того, чтобы правильно  написать суффикс глаголов в прошедшем времени? (его начальную форму)

    - Давайте составим алгоритм, чтобы применять новые знания:

    - Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола прошедшего времени? (Надо поставить глагол в начальную форму.)

    - Следующий шаг? ( Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.)

    - Что надо сделать после этого? ( В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - написать тот же суффикс, который стоит в начальной форме.)

    Алгоритм на доску

    - Давайте вернемся к глаголу чистил. Использую алгоритм, объясните написание орфограммы. (Чистил- орфограмма безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени.  Чист_л  - чистить - чистил. – 1 у доски)

    VI. Физминутка.

    Руки на пояс. Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем бег на месте, 2 спряжения –ходьба.

    Идёшь,  шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, говоришь, видеть, брить, кричишь.

    - Дадим глазам отдохнуть.

    VII. Первичное закрепление.

    - Закрепим полученные знания.  

    - Выполним на стр. 95, упр. 69: первые 5 предложений.

    - Устно объясним орфограмму, а затем запишем предложение.(Обучающиеся по цепочке объясняют написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени, а затем записывают предложение и выделяют суффиксы.)

    VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    - А теперь попробуйте самостоятельно применить эти знания. Предлагаю вам задания разной сложности.  (Приложение 2)

    - У вас на столах лежат карточки с заданиями.

    -На зеленых карточках – легкий уровень.

    - На красных карточках – сложный уровень.

    -Посмотрите задания и выберете для себя то,  с которым вы справитесь и выполните его самостоятельно в тетрадях.

    (дети выполняют)

    - Проверьте свою работу.

    - Кто работал с зелеными карточками, сделайте самопроверку с доской.(закрытая доска)

    - Кто выполнял работу на красных карточках, сравните свою работу с контрольными карточками. (раздать карточки)

    -После того, как сделаете самопроверку, поставьте себе на полях соответствующую оценку своей работе.

    - У кого 5 ? 4? 3?

    IX. Итог урока. Рефлексия.

    - Какую цель мы ставили в начале урока?

    - Достигли цели?

    - Как проверить безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени?

    X. Домашнее задание:

         Правило стр.96, упр. 71 стр. 97.

    Приложение 1

    1.Определите,  в какой форме стоят глаголы.

    2.Разберите глаголы  по составу.

    Строил - строить

    Услышал - услышать

    Погладил - погладить

                                             Приложение 2

    Легкий уровень

    Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

    Завис_л – зависеть,

    плак_л –  плакать,

    трог_л – трогать,

    ужал_л – ужалить.

    Сложный уровень

    Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

          Повес_л,  выбеж_л,  удар_л,  се_л,  пыхт_л, вид_л.

         

            

            

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

    «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Урок русского языкаУМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

    : «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...