Главные вкладки

    Конспект урока «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени», 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Таскаева Ольга Петровна

    УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_16.10.docx40.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

    Тип урока: первичное предъявление новых знаний

    Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

    Задачи:

    • Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
    • Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
    • Развитие умения работать в группах, самоконтроля и самооценки.

    Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:

    Личностные:

    • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
    • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
    • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.

    Метапредметные:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
    • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
    • корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
    • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

    Предметные:

    • умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
    • умение проверять написанное;  
    • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.

    Х О Д      У Р О К А

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося

    (осуществляемые действия)

    Мотивации к учебной деятельности

    - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

    - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

    - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

    - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

    – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

    – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

    – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

    Выполняют команды учителя

    Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие

    1) чистописание

    2) Словарная работа

    -Давайте оформим работу

    Записываем число, классная работа, оставляем пустую строчку для темы, и приступаем к чистописанию.

    -Сегодня мы напишем букву, которая имеется в приставке глагола «НАБЕГАЛА». Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный звук. - Какая эта буква?

    - Вторая буква – суффикс во всех глаголах прошедшего времени. Какая эта буква?

    - Третья буква стоит между буквами Л, Н в алфавите. Какая эта буква?

    нлм нлм нлм  

    - Допишите до конца строки.

    - Найдите самые красивые и подчеркните их карандашом.

    - Молодцы, справились!  Продолжаем дальше?

    Гнал, кр_чать, в тетрад_,  чист_л.

    -Посмотрите на слайд  2 и подумайте, какое задание можно предложить, используя эти слова. (Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово)

    -Найдите лишнее слов? Какое же? ( В тетради)

    - Почему? Докажите. ( В тетради - существительное, а остальные слова глаголы)

    -Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. ( В тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)

    - Прежде чем работать дальше, давайте вспомним (слайд 3)

    Глагол -  это

     1. Часть речи

     2. Член предложения

     Глагол обозначает

      1. Действие предмета

      2. Признак предмета

    Глагол отвечает на вопросы

    1. Какая? Какой?

    2. Что? Кто?

    3. Что делать? Что сделать?

     Глаголы изменяются

      1. Только по временам

      2. По временам, по лицам, по числам

    Глагол в предложении

    1. Определение

    2. Сказуемое

    3. Подлежащее

    -Вывод о глаголе. Сформулируйте всё правило.

    (Слайд 4) - Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)

    - Почему? Ведь слово кричать - это глагол. ( Кричать - это глагол в начальной форме, а  начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола.)

    - Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово - крик).

    Слово исчезает.

    Оформляют работу

    Отвечают на вопросы

    (Н)

    (Л)

    (М)

    Прописывают соединения

    Ответы учащихся.      

    Формулируют правило.

    Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения

    -Какие слова остались?  (Гнал, чистил.)

    - Что общего в этих словах?  (Это глаголы прошедшего времени.)

    - По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?

    ( По вопросам и  наличию суффикса - л.)

    -Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)

    - Есть ли орфограмма во втором слове?  (Да.)

    - Какая орфограмма? (  Безударный гласный.)

    - В какой части слова? ( В суффиксе.)

    - Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Запишите в тетрадь.

    - Дети объясняют, какую букву они вставили.

    - Объясните, как проверить данную орфограмму. (Возникает затруднение.)

    -Как вы думаете, какова тема урока?  (слайд 5) ( Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.)

    - Какую цель поставим?  (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.)

    - Проблема обозначена. Подскажите, что делать дальше? ( Понаблюдать за глаголами, исследовать.)

    Ответы учащихся.  

    Высказывания детей. Затрудняются ответить на вопрос.

      Формулирование темы, цели урока, высказывают предположения о содержании урока  

    Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала

    - Я вам предлагаю для дальнейшей работы следующие 3 глагола (слайд 6).

                             Ех..л    Ла..л    Слуш..л

    - Скажите, пожалуйста, в каком времени употреблены глаголы? (В прошедшем времени).

    - Докажите. (Отвечают на вопрос что делал?, обозначают действие, которое уже происходило, имеют суффикс –Л-).

    - Запишем их к себе в тетрадь (каждое слово с новой строки) и  разберем по составу. К доске пойдет один человек, остальные работают в тетради.

    - Поставьте ударение в словах. В какой части слова находятся безударные гласные? (В суффиксе)

    - Образуйте от данных глаголов неопределенную форму. (Ехать, лаять, слушать).

    - Какой вывод можно сделать? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется тот же суффикс, что и перед  –ть в неопределенной форме).

    - Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с. 96 и прочитайте правило.

    - Составим алгоритм проверки безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени.

    - Закончите предложения в карточках у вас на столах (слайд 7).

    1. Для того, чтобы правильно написать безударную гласную перед суффиксом –л- в глаголе прошедшего времени, нужно……. (поставить глагол в неопределенную форму)

    2. Выяснить, ……. ( какая гласная буква стоит перед суффиксом  -ть)

    3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом

     –л- пишется …….. (та же буква, что и перед суффиксом –ть в глаголах неопределенной формы).

    - Составим схему к данному алгоритму (слайд 8).

           Пр. вр.                                        Неопред. ф.

                ^                                                     ^

           … л                                               … ть

                                 

                                  Гласная

    Учиться правильно писать безударную гласную в суффиксе перед –л у глаголов прошедшего времени.

    Ученик работает у доски с объяснением

    Формулируют правило.

    Работают с алгоритмом

    Составляют схему

    Физминутка

    -Давайте немного отдохнем.

    -Игра «Оживи глаголы»:  встать,  шагать,  летать,  бежать,  прыгать,  улыбаться,  кушать,  хлопать,  садиться.

    Выполняют действия

    Этап включения в систему знаний и повторения

    1. Работа в парах (слайд 9) (Демонстрируется картинка САПОГИ – предположите, как будем работать дальше? – «Два сапога – пара»)

    Время работы: 2 минуты. 

    Инструкция: договоритесь, кто записывает начальную форму глагола, кто – форму прошедшего времени, безударные суффиксы выделяйте.

    Обид…л, закле…л, куш…л, хлоп…л, прыг…л, трог…л, мысл…л, увид…л, слуш…л, брос…л.

    П Р О В Е Р К А

    Обидел – обидеть

    Заклеил – заклеить

    Кушал – кушать

    Хлопал – хлопать

    Прыгал – прыгать

    Трогал – трогать

    Мыслил –мыслить

    Увидел – увидеть

    Слушал – слушать

    Бросил – бросить

    2. Работа с пословицами

    -(слайд 10) Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл.

    Замет..л чужую ошибку, умей увидеть и свою.

    Хвались не тем, что нач..л делать, а тем, что уже сдел…л.

    Кто много вид..л и слыш..л, тот  много знает.

    - Назовите глаголы в прошедшем времени.

    -Объясните, какую букву будете вставлять и почему?

    -Записываем пословицы в тетрадь.

    3. Самостоятельная работа.

    -  Перед вами лежит две  карточки, выберите то задание,  с которым вы считаете, что справитесь.

    Работа в парах

    Ответы учащихся.      

    Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.

    Рефлексия деятельности на уроке

    Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:

    – Чему научились на уроке? (слайд 11)

    Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил

    – Цели достигли?

    Проверим: объясните, какой безударный суффикс надо написать в словах

    (слайд 12) :

    Двиг … л

    Прыг… л

    – В жизни нам эти знания пригодятся?

    Домашнее задание

    (слайд 13) с. 96 упр. 70, прочитайте задание, что будете делать, сформулируйте кратко, своими словами.

             Приложение

    Карточка 1

    Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

    Завис_л – зависеть,

     Плак_л –  плакать,

     

    Ужал_л – ужалить.

    Карточка 2

    Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

    Повес_л,  выбеж_л,  удар_л.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

    Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

    «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Урок русского языкаУМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

    : «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

    Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

    Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...