Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
материал по теме

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников

как механизм формирования универсальных учебных действий

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

        Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности: СЛАЙД 2
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
-
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
-
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
-
автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
-
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
-
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
-
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
    
СЛАЙД 3    Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
       Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.

        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.

Повторюсь, современный мир очень динамичен и меняется столь стремительно, что ориентирует педагогику на переоценку роли исследовательских методов в образовании.

СЛАЙД 4
Сегодня уже понятно, что исследовательские умения необходимы не только людям, жизнь которых связана или будет связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни.

Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте. Исследовательская технология служит основой для формирования универсальных учебных действий. Они представляют собой целостную систему.

Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий являющихся метапредметными результатами образования.

Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками.

УУД обеспечивают способность учащегося:

  1. к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  2. к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

В проекте Основной образовательной программы на ступени среднего (полного) общего образования одним из ведущих личностных результатов является готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности: учебно-исследовательской, коммуникативной, образовательной.

Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

СЛАЙД 5
Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие  невозможно, если не сделать обучающихся  активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть  личностно-ориентированным.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Такая работа требует больших ресурсных затрат.

Пока никто не предлагает готового материала для организации исследовательской работы с учениками. Учебное исследование  учитель разрабатывает сам. Необходимы новые формы организации, анализа и оценивания образовательного процесса. В этом и проявляется новаторство учителя. 

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.  

Неоценимым вкладом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, появляющийся в результате исследования и представленный в стандартном виде.

Исследование с точки зрения учителя — это средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  1. анализ проблемной ситуации;
  2. целеполагание;
  3. формулирование вопросов;
  4. планирование действий;
  5. отбор необходимой информации;
  6. логические умения;
  7. умение строить гипотезы и делать выводы;
  8. рефлексия;
  9. самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать  степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. Данные наблюдений дают возможность  корректировки объёма и степени сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за работой учащихся. Обращается внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и пр.

Учитывая уровень развития мышления учащихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех этапах урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки определяется учителями используюя разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану.

Этапы исследования

  1. выявление проблемы;
  2. постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  3. выбор методики исследования;
  4. отбор материала;
  5. соотнесение собранного материала с темой и целью исследования. 

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

Тогда четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень  самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку  своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД:  умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

СЛАЙД 6
Категориями для оценивания могут выступать (на слайде)

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;  
  3. степень осмысления использованной информации;
  4. оригинальность идеи;
  5. осмысление проблемы и способ ее решения;
  6. формулирование цели исследования;
  7. владение рефлексией;
  8. творческий подход в процессе работы.

Успешное применение учебного исследования зависит от умения педагога вести диалог, слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих; мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, так как учащиеся не всегда следуют задуманному педагогом сценарию; выбирать точные слова для комментариев ответов учеников, обобщений и выводов.

Изменяется позиция учителя. Он превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование – это характерная черта исследовательского обучения.

        В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств, однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности. СЛАЙД 7

Достоинства учебно-исследовательской деятельности

Недостатки учебно-исследовательской деятельности

  1. одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  2. процесс обучения приближен к реальной жизни;
  3. развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  4. воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
  1. сложность соблюдения временных рамок;
  2. сложность точного планирования хода урока.

Учителя, работая в данном направлении, отмечают: повышение плотности урока; появление широких возможностей для осуществления индивидуального подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремится каждый учитель), а также профессиональный рост в результате работы.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, как –способ формирования  УУД.

Учителю процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету. 

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать. 

Мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной самый важный ожидаемый нами результат - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт активной, творческой, исследовательской работы; самостоятельное приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, составляющих целый спектр психических новообразований.

        ФГОС НОО выдвигает четкие «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования», анализируя которые выстраивается модель деятельности учителя и ученика, как вариант через учебно-исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий

Чтение - базовый компонент воспитания, обучения и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в шко...

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися мла...

Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий

В статье объясняется, почему исследовательская деятельность младших школьников является средством формирования универсальных учебных действий....