Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий
статья по чтению на тему

Павлова Ольга Михайловна

Чтение - базовый компонент воспитания, обучения и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в школьной жизни. Помогает формировать навык работы с информацией по различным предметам и развитие критического мышления. Как развить навык чтения,  помочь своим ученикам стать настоящими читателям  и посвящена эта статья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования  универсальных  учебных  действий

Павлова О.М.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово

Чтение – базовый компонент воспитания, обучения, образования и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в школьной жизни. Чтение – механизм формирования УУД.

Навык чтения формируется в начальной школе и влияет на успешность обучения по всем предметам без исключения.

Любая деятельность, в том числе и чтение, начинается с мотива. «Владеешь информацией - владеешь миром». Информационная составляющая – один из основополагающих мотивов. В то же время современный ребёнок ощущает недостаток общения. Ему нужен собеседник только «для него», который ответит на его вопросы. В качестве такого собеседника может выступить книга. Но диалог с таким «собеседником» можно построить,  только овладев  навыком чтения,  и имея достаточный читательский опыт.

Формирование полноценного навыка чтения провожу на уроках классного чтения, внеклассного чтения, уроках слушания и во внеурочной деятельности.

Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата учеников. Отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, большое внимание уделяю скороговоркам и чистоговоркам.  Использую различные приёмы.

Для развития осознанности и правильности чтения:

- словарная работа предполагает  выделение неизвестных слов и определение их лексического значения с помощью учителя или самостоятельно с использованием различных источников (словари, интернет и т.д.);

- озаглавливание текста;

- деление текста на части, составление плана;

- определение темы текста, главной мысли;

- выборочное чтение;

- подбор или создание иллюстраций к тексту;

- ответы на вопросы учителя, учебника и самостоятельное составление вопросов по содержанию;

- составление продолжения текста;

- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;

- различные виды пересказа;

- повышенное требование к чёткости окончаний (упражнение длится не более 30 секунд);

- чтение текстов, состоящих из изменённых словоформ. Например.

        Киты.

        Киты самые крупные нотыевиж на земле. Диюл охотятся за тамики. Из сала китов ючалутоп полезный жир.        

        Приёмы для развития выразительности чтения:

        - выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

- чтение одного предложения с разной интонацией;

- чтение с настроением (один человек читает текст, а  другие должны угадать его настроение);

- чтение текста, подражая чьему-либо голосу;

- чтение по ролям;

- инсценирование;

- конкурс чтецов.

Работа над выразительностью проводится после разбора содержания текста. Особая роль отводится урокам – слушания, которые ведутся не только в первом, но и последующих классах.

        Чтение – практическая деятельность. А любой деятельности можно научиться только в одном случае – организуя практические действия с объектом, т.е. с книгой. Внеклассное чтение провожу по методике Светловской Н.Н.  Необходимое условие – посещение библиотеки. На уроках внеклассного чтения учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале. Читательские предпочтения формируются постепенно, с приобретением ими жизненного опыта, с расширением читательского кругозора. У 8-9 летних детей читательский кругозор ещё не сформирован, и о нём можно говорить только условно. Им более близки познавательные и приключенческие книги, книги о животных, волшебные сказки, загадки, весёлые стихи.  Научившись читать, ребёнок долгое время берётся за разные книги. Он «примеривает» их на себя, ищет. И постепенно начинают проступать очертания круга его предпочтений. Этот круг нельзя ограничивать и замыкать его искусственно. Чтение должно быть радостным открытием, иначе оно теряет смысл.

        Приёмы работы, способствующие развитию читательской самостоятельности:

- учитель или родители начинают читать текст и останавливаются на самом интересном месте, ученику предлагается дочитать текст до конца;

- презентация или реклама книги (эпизод, краткое содержание, выборочное чтение, аннотация и т.п.);

- составление кроссвордов, ребусов, рекомендательных списков;

- ведение дневника читателя с указанием заголовка книги и фамилии автора.

Отдельно следует остановиться на технологии продуктивного чтения. Эта технология предполагает работу с текстом до чтения  (прогнозирование будущего чтения), во время чтения (чтение с остановками и понимание прочитанного) и после чтения (осмысление содержания прочитанного и эмоциональная сфера).

        Систематическая работа по формированию полноценного навыка чтения способствует положительной динамике образовательных достижений обучающихся. Учащиеся овладевают оптимальным чтением 120-150 слов в минуту. Это чтение со скоростью разговорной речи. Дети хорошо понимают прочитанное, обладают достаточными читательскими умениями для дальнейшего обучения по предметам основной школы. Систематически читающие дети, посещают библиотеку не менее 17 раз в год и прочитывают не менее 28 книг,  составляют более 80% от общего количества в классе. Самое главное учителю и родителям запастись терпением и доброжелательностью. И тогда результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...

«Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий»

Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя....

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

Доклад на ГМО «Смысловое чтение, как основа формирования универсальных учебных действий»

Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.В соот...