Главные вкладки

    Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий
    статья по чтению на тему

    Павлова Ольга Михайловна

    Чтение - базовый компонент воспитания, обучения и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в школьной жизни. Помогает формировать навык работы с информацией по различным предметам и развитие критического мышления. Как развить навык чтения,  помочь своим ученикам стать настоящими читателям  и посвящена эта статья. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stanovlenie_polnotsennogo_navyka_chteniy16.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования  универсальных  учебных  действий

    Павлова О.М.,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово

    Чтение – базовый компонент воспитания, обучения, образования и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в школьной жизни. Чтение – механизм формирования УУД.

    Навык чтения формируется в начальной школе и влияет на успешность обучения по всем предметам без исключения.

    Любая деятельность, в том числе и чтение, начинается с мотива. «Владеешь информацией - владеешь миром». Информационная составляющая – один из основополагающих мотивов. В то же время современный ребёнок ощущает недостаток общения. Ему нужен собеседник только «для него», который ответит на его вопросы. В качестве такого собеседника может выступить книга. Но диалог с таким «собеседником» можно построить,  только овладев  навыком чтения,  и имея достаточный читательский опыт.

    Формирование полноценного навыка чтения провожу на уроках классного чтения, внеклассного чтения, уроках слушания и во внеурочной деятельности.

    Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата учеников. Отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, большое внимание уделяю скороговоркам и чистоговоркам.  Использую различные приёмы.

    Для развития осознанности и правильности чтения:

    - словарная работа предполагает  выделение неизвестных слов и определение их лексического значения с помощью учителя или самостоятельно с использованием различных источников (словари, интернет и т.д.);

    - озаглавливание текста;

    - деление текста на части, составление плана;

    - определение темы текста, главной мысли;

    - выборочное чтение;

    - подбор или создание иллюстраций к тексту;

    - ответы на вопросы учителя, учебника и самостоятельное составление вопросов по содержанию;

    - составление продолжения текста;

    - мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;

    - различные виды пересказа;

    - повышенное требование к чёткости окончаний (упражнение длится не более 30 секунд);

    - чтение текстов, состоящих из изменённых словоформ. Например.

            Киты.

            Киты самые крупные нотыевиж на земле. Диюл охотятся за тамики. Из сала китов ючалутоп полезный жир.        

            Приёмы для развития выразительности чтения:

            - выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

    - чтение одного предложения с разной интонацией;

    - чтение с настроением (один человек читает текст, а  другие должны угадать его настроение);

    - чтение текста, подражая чьему-либо голосу;

    - чтение по ролям;

    - инсценирование;

    - конкурс чтецов.

    Работа над выразительностью проводится после разбора содержания текста. Особая роль отводится урокам – слушания, которые ведутся не только в первом, но и последующих классах.

            Чтение – практическая деятельность. А любой деятельности можно научиться только в одном случае – организуя практические действия с объектом, т.е. с книгой. Внеклассное чтение провожу по методике Светловской Н.Н.  Необходимое условие – посещение библиотеки. На уроках внеклассного чтения учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале. Читательские предпочтения формируются постепенно, с приобретением ими жизненного опыта, с расширением читательского кругозора. У 8-9 летних детей читательский кругозор ещё не сформирован, и о нём можно говорить только условно. Им более близки познавательные и приключенческие книги, книги о животных, волшебные сказки, загадки, весёлые стихи.  Научившись читать, ребёнок долгое время берётся за разные книги. Он «примеривает» их на себя, ищет. И постепенно начинают проступать очертания круга его предпочтений. Этот круг нельзя ограничивать и замыкать его искусственно. Чтение должно быть радостным открытием, иначе оно теряет смысл.

            Приёмы работы, способствующие развитию читательской самостоятельности:

    - учитель или родители начинают читать текст и останавливаются на самом интересном месте, ученику предлагается дочитать текст до конца;

    - презентация или реклама книги (эпизод, краткое содержание, выборочное чтение, аннотация и т.п.);

    - составление кроссвордов, ребусов, рекомендательных списков;

    - ведение дневника читателя с указанием заголовка книги и фамилии автора.

    Отдельно следует остановиться на технологии продуктивного чтения. Эта технология предполагает работу с текстом до чтения  (прогнозирование будущего чтения), во время чтения (чтение с остановками и понимание прочитанного) и после чтения (осмысление содержания прочитанного и эмоциональная сфера).

            Систематическая работа по формированию полноценного навыка чтения способствует положительной динамике образовательных достижений обучающихся. Учащиеся овладевают оптимальным чтением 120-150 слов в минуту. Это чтение со скоростью разговорной речи. Дети хорошо понимают прочитанное, обладают достаточными читательскими умениями для дальнейшего обучения по предметам основной школы. Систематически читающие дети, посещают библиотеку не менее 17 раз в год и прочитывают не менее 28 книг,  составляют более 80% от общего количества в классе. Самое главное учителю и родителям запастись терпением и доброжелательностью. И тогда результат не заставит себя ждать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

    Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

    Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

    Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...

    «Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий»

    Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя....

    Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

    Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

    Доклад на ГМО «Смысловое чтение, как основа формирования универсальных учебных действий»

    Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.В соот...