Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий
тест (2 класс)

Ходина Татьяна Васильевна

В статье объясняется, почему исследовательская деятельность младших школьников является средством формирования универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

«Исследовательская деятельность младших школьников как      средство формирования универсальных учебных действий»

Все мы знаем, что в первый класс приходят дети с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Тем не менее, дети любознательны. Им интересно всё, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. А это врожденные исследовательские качества.

   Исследовательская деятельность младших школьников может явиться одним из основных средств формирования универсальных учебных действий.

На начальном этапе работы необходимо провести провести диагностику исходного уровня сформированности УУД. В моем классе она показала, что с высоким уровнем сформированности УУД – выявлено 17 % детей, со средним – 47%,  с низким – 36%. Анализ диагностики заставил меня задуматься о применении технологий, методов работы для создания системы формирования УУД. Тем более, в соответствии с модернизацией системы образования и стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования, всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умения: самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А именно эти умения формируются в исследовательской деятельности.

     Понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей с точки зрения современной образовательной практики.

Первым шагом на пути поиска сходства и различий между вышеназванными понятиями, вероятно, может быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представлениях. 

 Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Понятие «Исследование» в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

     Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины.

Однако, и исследование, и проектирование имеют одну цель: развитие универсальных учебных действий ребёнка.

 Обеспечение положительной динамики в формировании универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности и есть цель моей работы.         

         Достижение данной цели  предполагает  решение задач:

-определить особенности формирования  универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации исследовательской деятельности;

     - разработать систему занятий исследовательского типа и комплекс заданий поискового характера;

-  развивать интерес учащихся к учебной исследовательской деятельности;

-   осуществлять мониторинг сформированности универсальных учебных действий и предметных  компетенций школьников.

     Учебное исследование  на уроке состоит из 6 основных этапов (по методике Н.Б. Шумаковой):

I.       Мотивация

II.      Исследование

III.     Обмен информацией

IV.    Организация информации

V.      Связывание информации

VI.    Подведение итогов, рефлексия.

И два дополнительных, возникающих по ходу исследования.

VII.   Постановка новых вопросов

VIII. Применение.

  Реализация всех этих этапов происходит  на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях,  через исследовательские ситуации, а также через работу творческого объединения и участие в конкурсах различного уровня.

   При этом  я использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную. И методы:  поисковый, частично-поисковый, метод проектов, исследовательских ситуаций. А также приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приёмы  по методике Н.Б. Шумаковой «приём  ключевых слов», «приём  загадки-интерпретации»; «выполнимое – невыполнимое действие».

 Некоторые приемы учебного исследования  покажу на примере  урока окружающего мира в 3 классе по теме «Побываем  в гостях».

  На этапе мотивации приглашаю детей в «исследовательскую лабораторию». Предлагаю рассмотреть предметы старины и предположить, для чего нужны эти предметы, кому они могут принадлежать, где живут люди, использующие эти. Тем самым подходим к проблемному вопросу «У кого в гостях мы побываем?»

проблема

         Таким образом, в  процессе мотивации формируется умение в постановке и формулировке проблемы. Происходит развитие достижения метапредметного результата качества мышления.

         На этапе исследования осуществляется поиск решения по обозначенной проблеме. Исследование проводим в малых группах.

     С момента возникновения проблемы,  используется прием «Пирамида». Суть приёма заключается в том, что учащиеся в течение урока коллективно выстраивают пирамиду с поэтапным изучением темы. Вершиной будет вывод: ответ на проблемный вопрос.     

        Далее обращаемся  к информации.

информация

         Предлагаю для каждой группы разные тексты-информации с заданиями. При этом задания группам распределяю так, чтобы, рассмотрев свою проблему, учащиеся группы натолкнулись на вопрос, ответ на который они узнают,  выслушав последующую группу.

Например, на данном уроке окружающего мира учащимся необходимо усвоить характеристики зоны нашего путешествия: рельеф, климат, предметы быта. Даю задание 1 группе – пользуясь дополнительным текстом-информацией о рельефе, природе тех стран, куда отправимся. . При этом у ребят возникает вопрос: «А оставшиеся изображения, к какому виду относятся?» Но, при обсуждении,

обсуждение

на этапах обмена и организации информации, выслушав учащихся 2 группы, которая аналогично работала с источниками, учащиеся 1 группы понимают, что страны различаются и климатом. К ним они отнесут ещё часть изображений.

         При этом у ребят 1 и 2 группы остаются опять же лишними изображения  жилья, предметов быта разных стран. Выслушав 3 группу, определяют оставшиеся изображения.

         Параллельно дети заполняют схему на доске. Затем  выдвигают умозаключение, на этапе связывания информации          

умозаключение

Озвучивают полностью составленную схему, подкрепленную изображениями той или иной страны.

         Применение приобретенных знаний происходит при выполнении практического задания:             

применение

     Каждой группе необходимо исследовать свой материал, предположив, какую информацию можно извлечь из данного источника.

         Постепенно выполняя задания, ученики достигают вершины пирамиды, делают вывод: отвечают на проблемный вопрос «У кого в гостях мы побываем?»

вывод

   Таким образом, в процессе проделанной работы учащимися изучалась информация для выполнения учебного задания, формировались умения: выделять существенные признаки объекта, устанавливать причинно-следственные связи, соотносить понятия на основе распознавания объектов, оценивать ход и результат выполнения заданий. Дети  совершенствуют способы работы в группе. Тем самым, происходит формирование УУД.

 На этапе подведения итогов и рефлексии возвращаю учащихся к тем проблемным вопросам, которые были выдвинуты во время мотивации, в начале урока.

Итог урока:

– Какая у нас была цель исследования? Достигли мы её?

– Сравните предположения и выводы. Что мы подтвердили (опровергли)? 
     – На какой вопрос мы не смогли точно ответить в начале урока? 

– Как вы сейчас ответите на этот вопрос? 

– Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

Вследствие этого, дети учатся оценивать процесс и результат деятельности, происходит саморегуляция.

И в завершении этого этапа, применяется не менее интересный  приём «Рюкзак исследователя».  Суть приема заключается в том, что в результате учебных исследований учащимися создаются «продукты исследования», которые помещаются в «Рюкзак исследователя». На данном уроке окружающего мира «продуктом учебного исследования» является созданная учащимися страница учебника, полученная в результате заполнения схемы.  

   Во внеурочной деятельности в работе творческого объединения «Я – исследователь» применяю методы А.И. Савенкова:

1.Наблюдение
     2. Опыты и эксперименты

3. Социальные опросы и анкетирование
     4. Работа с различными источниками информации

   Эти методы также позволяют формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

 Подводя итоги всему вышесказанному, делаю выводы. Реализация используемых мною в педагогическом опыте форм, методов, приемов обеспечивает положительную динамику достижения метапредметных результатов, дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов. Одним словом, создать мощный банк способов действий, которые помогут детям в будущем.        

         Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов. Результат работы виден при повторной диагностики учащихся: с высоким уровнем сформированности УУД – выявлено 24 % детей, со средним – 52%,  с низким – 24%.

         Анализируя направления и результаты своей педагогической деятельности, делаю вывод, о том, что работа по формированию метапредметных результатов через исследовательскую деятельность младших школьников является перспективной.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Исследование как метод должно использова...

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...