Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
методическая разработка по теме

Зенина Татьяна Львовна

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа  им.  А.Ф.Пономарева

Белгородского района Белгородской области»

«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»

Подготовила: учитель начальных классов

                                                       Зенина Т.Л.                                                  

                                                         

                                                           

 

2013 год

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИ

       

                                                        Исследуй   мир вокруг себя! 
                                                           Ты окунёшься в мир познанья. 
                                           И все секреты бытия 
                                                          Раскроют сущность мирозданья

      Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

     Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках  образовательных систем,  методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Такие методы позволяют по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем  и учеником.

    Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.

     У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

       Исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

 Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.

 Построение процесса познания на уроке и внеурочной деятельности нужно строить так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

В основе исследовательской деятельности лежат:

-развитие познавательных умений и навыков учащихся;

-умение ориентироваться в информационном пространстве;

-умение самостоятельно конструировать свои знания;

-умение интегрировать знания из различных областей наук.

Задачи исследовательской деятельности:

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

   Включать школьников в  такую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Работа по программе “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках.  Вначале – доступные исследования, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимые во внеурочное время и оформление результатов исследований в виде творческих работ.  С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.  А уже в 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Учащиеся, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.

  По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над исследованиями. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе. Другими словами, сбор сведений происходит не только для исследования, но и для реализации интересов детей. В 1 классе учим выбирать тему исследования, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаем детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Наша задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учим  детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам исследования. Учимся искать нужную информацию. Учим оформлять исследования  и их защищать, здесь используем индивидуальную работу с учащимися.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

    Исследовательская  деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: Видеть проблемы

  • Задавать вопросы
  • Выдвигать гипотезы
  • Давать определения понятиям
  • Классифицировать
  • Наблюдать
  • Проводить эксперименты
  • Делать выводы и умозаключения
  • Структурировать материал
  • Доказывать и защищать свои идеи

Раннее приобщение школьников к исследовательской  деятельности способствует:

а) формированию интеллектуального будущего нашего общества;

 б) дети учатся формулировать и решать проблему, развивать творческое и критическое мышление, доводить начатое дело до конца;

 в) происходит тесное сотрудничество учащихся, учителей, родителей, других кураторов в процессе работы над проблемой;

 г) дети учатся работать с разнообразными источниками знаний и среди обширного материала отбирать главное и интересное, кратко излагать объёмный материал;

 д) навыки исследовательской  деятельности развивают ум, волю, положительные эмоции младших школьников, способствуют их успешной успеваемости, победам на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.

   Обучение с использованием исследовательских приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые такая деятельность оказывает наибольшее влияние:

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности идеятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

    Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Учащиеся выступают со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях, проводим «Ярмарки достижений во внеурочной деятельности»

 Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным,  но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и учитель. Поэтому вести исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.

Вывод:  

    Внедрение обучения в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.