Главные вкладки

    Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
    статья по теме

    Мартынова Лариса Борисовна

    Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение «Вейделевская  средняя образовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

    Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов «Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации»

    Подготовил: учитель начальных классов

    Мартынова Лариса Борисовна

    пгт.Вейделевка 2013г

      Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности

        Какое значение для  обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

        Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

         По новым стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

    Поэтому главной целью исследовательской работы является:

    формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

    Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

    • знакомство с проведением учебных исследований
    • развитие творческой исследовательской активности
    • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
    • ознакомление с научной картиной мира
    • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

       Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

    Как организовать исследование?

       Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

     Экспресс-исследование.

      Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.

       Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

    Долговременные исследования.

      Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

    · ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования)

    · предлагает возможные варианты решения

    · собирает материал;

    · делает обобщение;

    · готовит проект (доклад, макет и др.);

    · защищает проект.

       Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

    • Выбор темы.
    • Постановка цели и задач.
    • Гипотеза исследования.
    • Организация исследования.
    • Подготовка к защите и защита работы.

       Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,  наблюдения,  помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

       Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования,  предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства.  Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

        Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках окружающего мира. Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов. С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

       В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

    - Что интересует больше всего?

     - Чем занимаешься в первую очередь?

     - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

     - По каким предметам хорошие отметки?

     - О чём хочешь  узнать  больше?

     - Чем  можешь  гордиться?

      Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

    - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

     - экспериментальной;

     - изобретательской;

    - теоретической.

       Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал, посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно тема таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё!

        В прошлом учебном году я вела внеурочные занятия в 3 классе «Я - исследователь». Занятия проходили один раз в неделю. Сначала занятия носили пассивный характер (сама рассказывала детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), затем получение знаний пошло методом поиска – исследования.  Для решения задач использовала коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.

        После работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования.  В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

        В 4 классе я предполагаю по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличить сложность учебно-исследовательских задач, достичь осознанное и развернутое рассуждение, обобщение и выводы.

      В результате  работы по курсу «Я – исследователь» мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, создают свободные тексты и различные презентации, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках и во внеурочное время.

         Я выделяю различные формы и виды исследовательской деятельности школьников - мини-исследования, уроки-исследования, ролевые игры, самостоятельную и  групповую работу, коллективное исследование и защиту исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

    Какова же результативность использования исследовательской деятельности в учебной и внеурочной деятельности.

       В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.

        Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

      Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.

        Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

       Так, ученики моего класса Данченко Александр и Вишнякова Ангелина  в 2010-2011 учебном году приняли участие в районном (заняли 1 место) и региональном конкурсе «Я – исследователь» (стали лауреатами). Они защищали исследовательскую работу «Отчего бывает радуга». Двулученский Станислав и Будыкина Анна в 2011-2012 учебном году приняли участие в районном (заняли 1 место) и региональном конкурсе «Я – исследователь» (стали лауреатами). Ребята защищали исследовательскую работу «Математика вокруг нас». Ученики получили грамоты и сертификаты. Данченко Александр в 2012-2013 учебном году принял участие в районном (занял 1 место) и региональном конкурсе «Первые шаги в науке». Получил грамоту и сертификат.

        Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».

       Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития и воспитания детей.  Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.

       Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

    Список литературы.

    Журнал «Административная работа в школе» 2008-2009гг

    Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся». Ж/л «Начальная школа» №2/2006

     Интернет –сайт: http://pedsovet.su/ Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

    Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

    Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

    «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

    Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

    Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

    Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....

    Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

    Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...

    Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

    Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

    Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий

    В статье объясняется, почему исследовательская деятельность младших школьников является средством формирования универсальных учебных действий....