Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
статья по теме

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Тема: «Формирование исследовательской деятельности

младших школьников

как средство повышения учебной мотивации»

Учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия

 Белгородского района

Белгородской области»

Рязанова Мария Павловна

Тема: «Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации» 

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

Разум, воля, способность к работе. Этим трем сторонам личности человека соответствует последовательность трех функций: уметь, хотеть и мочь. Каждая из них выполняет важную роль в жизни человека. Недостаток воли не компенсирует даже самый высокий разум, отсутствие воли сильно влияет на ослабление способности к работе. Подобно этому без разума невелика ценность воли и способности к работе. Чтобы развить умственные способности, волю учеников и их способность к работе, необходимо путем рациональной организации процесса учения развивать значимые мотивы учения.

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования активной жизненной позиции.

Давайте представим себе мотивационную сферу ребенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и, конечно, корни, уходящие в землю и невидимые нами. Нас радуют послушные дети, которые хорошо учатся, любят школу и своих учителей. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний – это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под землей» находится внутренняя мотивация, которая руководит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться.

Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и совершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Поэтому учитель должен:

  • способствовать формированию у обучающихся умения использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
  • способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.

Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения мы и должны приложить все усилия,  знания, опыт.

Одним из эффективных методов  повышения учебной мотивации младших школьников является исследовательский метод. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

        Применение проблемно-исследовательского метода обучения позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В его центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами.

Исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребенка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся необходимыми составляющими  обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, ее возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.

В результате исследовательской деятельности формируется  следующие группы исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовывать свою работу (организационные).

2.Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3.Умения оформить и представить результат своей работы.

4.Умения, связанные с анализом своей деятельности и оценочной деятельности (оценочные).

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Условия эффективности исследовательской деятельности:

1.Ученик должен хотеть проводить исследование.

2.Ученик должен суметь это сделать.

3.Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.

Исследование оказывается образцом для учения,  способствует:

- осознанному усвоению знаний учащимися;

- позволяет повысить положительную мотивацию обучения;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечивает наглядность;

- привлечению большого количества дидактического материала;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Чем больше ученик стремится в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты.

На примере анализа исследовательской работы «Куклы из бабушкиного сундука», ученицы 3-б класса Сухонос Ирины, можно проследить преимущества исследовательской деятельности.

Ученица поставила перед собой цель: узнать, какими куклами играли наши бабушки и как самой изготовить куклу.

В процессе работы девочка прочитала специальную литературу о народных игрушках, узнала у бабушки и мамы, расспросила мастеров из Дома народного творчества,  какими куклами играли они и как изготовляли кукол раньше, сама смастерила куклу по бабушкиным рассказам.

 Ира пришла к выводу, что приемы и способы изготовления народной куклы очень просты и интересны, и у девочки возникло желание научить и своих подруг, сверстников изготовлять и играть с народными куклами. Изучая литературу, Ирина делает для себя открытие, что ее мнение совпадает с высказыванием И. Н Котова: «Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства».

          Данная работа оказалась интересна не только самой ученице, но всем участникам гимназических чтений, в которых она стала лауреатом.

Использование таких методов обучения предполагает отход от авторитароного стиля общения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся  - обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся значительно расширяют свой кругозор, совершенствуют такие  навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализа отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти. Умение представить и защитить исследование, ответить на вопросы слушателей и оппонентов требует хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокой скорости мышления.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

- возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;

- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

- повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании сотрудничества;

- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Результаты диагностического обследование учебной мотивации у младших школьников на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты.

Для организации исследовательской деятельности младших школьников учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать самостоятельную работу обучающихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом или в исследовательской деятельности, деловой, эмоциональный настрой, направляя обучающихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных исследований.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Закончить свое выступление хочу словами В.П.Вахтерова: «Образован не то, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто  умеет добывать эти знания».

Использованная литература:

1.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф. Феоктистова: -Волгоград: Учитель, 2012.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская  и др./ под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3.Развитие исследовательских умений младших школьников. / /Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В. Климанова/; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.

4.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение логопедических праздников в начальной школе, как средство повышения учебной мотивации

Как создать и поддержать интерес детей к правилам грамматики русского языка, развивать фонематические процессы и коммуникативные навыки, не усаживая их за парты? Об этом в следующей публикации : "Орга...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников...

Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников

Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....