Главные вкладки

    Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС
    учебно-методический материал по теме

    Захарова Наталья Геннадьевна

    Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie_k_pedsovetu.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

    В настоящее  время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

    Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

    Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

    Психологопедагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

    Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Функциями универсальных учебных действий являются:

    - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

    - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

    Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

    - носят надпредметный, метапредметный характер;

    - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

    - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного   процесса;

    - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специальнопредметного содержания;

    - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

    Психологопедагогическим и теоретикометодологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системнодеятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

    Вот поэтому в обучении в начальных классах используется метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

    Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс задач.

    Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

    Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.

    На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

    Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

    Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

    1.     Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

    2.     Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

    3.     Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

    4.     Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

    Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи:

    Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств  творческой личности.

    В создании проекта ставятся следующие задачи:

    • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
    • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
    • развить сообразительность и творческую активность учащихся.

    Последовательность работы над проектом:

    1.     Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

    2.     Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

    3.     Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

    4.     Определение цели и задач проекта.

    5.     Составление плана работы над проектом.

    6.     Сбор информации:

    o    анализ предметной и дополнительной литературы;

    o    опрос;

    o    использование коммуникативных источников;

    o    посещение музеев, выставок, библиотек.

    7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

    8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

    9.     Защита проекта.

    Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? На этот вопрос можно ответить, если у учителя проявится желание проанализировать, какие он использует педагогические технологии на уроках.

    Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

    "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

    Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

    В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

    Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

    Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

    презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

    В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

    Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

    Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

    Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС.

    В данной статье я делюсь опытом по формированию УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности....