статья ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА
статья (4 класс)
Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моисеева Валентина Николаевна
ГБОУ СОШ №262
Г. Санкт-Петербург
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА
В настоящее время происходит обновление системы научных знаний, увеличивается объем получаемой нами информации (через СМИ, интернет, компьютерные технологии и др.); возникает вопрос о создании системы непрерывного образования, которое, в свою очередь, требует перестройки и системы начального образования.
К тому же усложняется и сам учебный материал, вследствие чего учащемуся становится непросто в дальнейшем учиться самому, без помощи родителей, учителей, наставников.
Если раньше целью обучения было усвоение знаний, умений, навыков, то теперь цель определяется формированием умения учиться.
Содержание обучения должно быть включено в решение жизненных задач, т. е. получаемые в школе знания необходимо тесно связывать с практикой и реальными жизненными ситуациями и проблемами обучаемых. Все это станет возможным, когда произойдет переход от изучения отдельных учебных предметов к межпредметному освоению учащимися сложных жизненных ситуаций.
Понятие «универсальные учебные действия» вошло в современную научную терминологию сравнительно недавно и описано в новых Стандартах.
Освоение УУД учащимися предполагает то, что им становится легче осваивать школьные предметы, у них формируются различные комплексные умения и компетенции, они осознают целевую направленность учебной деятельности, ее ценностно-смысловое значение.
В литературе выделяется четыре большие группы УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные, каждая из которых включает в себя множество учебных действий. Рассмотрим их более подробно .
Личностные УУД - учебные действия, определяющие ценностно-смысловую ориентацию учеников (то есть это то, насколько дети знают моральные нормы, умеют ли они соотносить свое поведение с принятыми нормами и др.), их социальную роль в обществе, а также особенности межличностного взаимодействия.
Регулятивные УУД - учебные действия, направленные на организацию самим ребенком своей учебной деятельности (это действия целеполагания, планирования, прогнозирования и др.).
Познавательные УУД - это действия учащихся общеучебного, логического характера, а также обозначение проблемы и нахождение путей ее решения.
И наконец, коммуникативные УУД – действия, способствующие формированию умения слушать, вести и поддерживать конструктивный диалог, эффективно взаимодействовать с окружающими и др.
УУД необходимо рассматривать как целостную систему, в которой формирование каждого из видов учебных действий соотносится с остальными видами учебных действий и особенностями возрастного развития.
Содержание технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова направлено в первую очередь на формирование у детей теоретического знания. Принципы действия составляют содержание теоретического знания. Учащийся учится мысленно преобразовывать абстракции, выделять внутренние отношения и связи различных феноменов.
В основе теоретических знаний лежат содержательные обобщения, такие, как: общие понятия науки, отражающие глобальную детерминированность предметов и явлений, закономерности и др. (например, материя, дух, слово и т.д.); понятия, в которых отражены внутренние связи (например, генетические, исторические); теоретические образы, т. е. возникшие на основе мыслительных операций с абстрактными объектами.
Таким образом, содержательное обобщение – изучение предмета через скрытые конкретные взаимосвязи, а не через его внешний вид путем сравнивания с другими уже знакомыми предметами.
В.В. Давыдов подразделяет способы умственных действий, а также способы мышления на рассудочные (эмпирические) и разумные (теоретические, или диалектические). Рассудочное мышление характеризуется разделением и сравнением свойств предметов в целях абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Такое мышление - первая ступень познания (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.). Рассудочное мышление доступно как человеку, так и высшим животным. Диалектическое мышление характеризуется исследованием сущности самих понятий. При этом, не сложно понять, что рассудочное мышление входит в диалектическое как в мышление более высокой формы. Теоретическое мышление - это особый способ понимания вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития. Основой теоретического мышления выступают мысленно идеализированные понятия, системы символов . Поэтому способы умственных действий в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова несколько отличны от истолкования их другими авторами:
- содержательный анализ - это способ выявления генетически исходной основы некоторого целостного объекта, направленный на поиск и выделение существенного отношения среди входящих и частных его особенностей;
- содержательное абстрагирование - выделение исходного общего отношения в конкретном материале и формулирование его в знаково-символической форме.
- обобщение осуществляется путем анализа некоторого целого, чтобы открыть его генетически первородное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого. Переход от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Переход от абстрактного к конкретному является общим принципом направленности учащихся во всем многообразии фактического учебного материала.
- содержательная рефлексия - поиск и анализ существенных оснований своих собственных мыслительных действий.
Осмысление учащимися основных понятий учебного предмета выстраивается в виде спирали. В центре сосредоточено абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии оно конкретизируется конкретными представлениями, превращаясь в научно-теоретическое понятие.
Такое структурирование учебного материала существенно отличается от линейного способа, характерного для традиционного обучения, где обучение строится от рассмотрения частных фактов и явлений к их последующему обобщению на завершающей ступени обучения.
Процесс обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова имеет свои особенности. Изначально, при изучении какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление об этом понятии, далее оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.
С точки зрения теории Д.Б.Эльконина, учебная деятельность должна быть целенаправленна, то есть направлена на получение внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.
Целенаправленная учебная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
Целенаправленная учебная деятельность характеризуется наличием у ребенка внутренних познавательных мотивов, основанных на познавательных потребностях; наличии мотивации на достижение успеха; принятии учащимся себя как субъекта учебной деятельности, способного осуществлять все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата; на усвоении теоретических знаний, умений, навыков, поиске и активизации обобщенных способов действий; на роли ученика как творческого исследователя; на способности рефлексировать свою учебную деятельность.
Целенаправленная учебная деятельность – деятельность ученика как субъекта учения. Задача учителя - суметь ее организовать при помощи соответствующих методов, таких как: проблемное изложение, метод учебных задач, коллективные и групповые методы и др.
В развивающем обучении учащийся учится осознанно осуществлять постановку целей и задач самосовершенствования и творчески достигает этого.
Рассмотрим более подробно методы, используемые в развивающем обучении.
Метод проблемного изложения знаний, или проблематизация. Особенность его заключается в том, что учитель не просто рассказывает конкретные факты науки, но и стремится к тому, чтобы учащиеся сами делали открытия по изучаемой теме. Он заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это способствует развитию мышления как процесса, где учащиеся открывают новые для ребенка закономерности, пути решения познавательных и практических проблем.
Метод учебных задач несколько походит на метод проблемных ситуаций, но здесь важным оказывается то, что целью становится не просто конкретное решение, а поиск общего способа действия, принципа решения целого класса подобных задач.
Решение учебных задач возможно благодаря выполнению следующих действий:
- постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств;
- построение системы подобных задач, решаемых общим способом;
-контроль за выполнением предшествующих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Метод моделирования также является одним из основных методов, используемых в системе развивающего обучения. Учебная модель - это такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель является продуктом мыслительного анализа, впоследствии она может стать особым средством мыслительной деятельности человека.
Развивающее обучение невозможно без организации коллективно-распределенной деятельности. Исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов. Подобно этому источники возникновения и первоначального существования целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся).
Проблемные вопросы вызывают у учащихся определенные творческие усилия, заставляют высказывать собственное мнение, формулировать гипотезы, строить выводы и проверять их совместно с оппонентами. Коллективно-распределенная деятельность способствует решению учебной задачи и существенно развивает у учащихся коммуникативные умения и навыки (формулировка вопросов и ответов, поиск источников решения, рефлексия своих действий и др.). Одна из важнейших задач учителя – организация и поддержания дискуссии в классе, учитель - равноправный участник диалога. Его предложения, мнения, оценки могут критиковаться в той же степени, что и действия и высказывания других.
Технология развивающего обучения имеет также свой отличительный характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному мнению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Следовательно, если ученик работает на пределе своих возможностей, он заслуживает положительной оценки, даже в том случае, когда, с точки зрения возможностей другого ученика, это довольно таки низкий результат. Отметка «пять», таким образом, становится средством стимулирования учащихся к учебной деятельности, признания их способности к дальнейшему развитию. Но при этом учитывается один важный момент: темп обучения каждого ученика индивидуален.
Позиция ученика – субъект, познающий мир (в специально организованных условиях). В развивающем обучении принимается тот факт, что учитель не всегда может быть прав, поэтому стиль преподавания в данной системе не авторитарный, а демократический. Важнейшей функцией учителя становится эффективная организация учебной деятельности самих учащихся.
Таким образом, в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова создаются эффективные психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников: специальные методы организации учебного процесса (метод проблемного изложения знаний, метод учебных задач, метод моделирования) способствуют формированию познавательных и регулятивных учебных действий; организация специфичной учебной среды (коллективно-распределенная деятельность) способствует развитию личностных и коммуникативных учебных действий; характер оценки учебной деятельности (оценивание с точки зрения субъективных возможностей ученика) способствует развитию личностных учебных действий.
Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Особенностью системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
У детей, обучающихся по развивающей системе, в большей степени сформированы действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев; действия смыслообразования, определяющие значимость познавательной деятельности для учащегося; усвоение нормы взаимопомощи; уровень моральной децентрации, при координации нескольких норм; логические действия, нежели у детей, обучающихся по традиционной системе; различия исполнительской и контрольной части регулятивных учебных действиях.
Таким образом, проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников в системе развивающего обучения изучена недостаточно и требует дальнейших исследований.
Список литературы:
- Асадуллин, Р.М. Принципы построения системы понятий при деятельностной организации обучения (на примере географии). [Текст] / Асадуллин Р.М., Маликова Р.С. // Инноватика образования в Республике Башкортостан: Материалы научно-практической конференции. – Уфа: БИРО. - 1999. - 126 с.
- Асадуллин, Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов. [Текст] – Уфа: БГПИ, 1999. - 145 с.
- Арефьев, И. П. Возможно ли формирование универсальных учебных действий без технологической подготовки учащихся. [Текст] / Арефьев, И. П. // Школа и производство. - 2010. - № 1. – С. 4-5.
- Арефьева, О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. [Текст] / Арефьева, О.М. // Начальное образование. - 2010. - № 3. – С. 24-29.
- Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования: Вопросы психологии. [Текст] // Вопросы психологии. – 2007. - № 4. - С.16-23.
- Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 768 с.
- Бакулина, Г.А. Развивающее обучение: рассуждение о понятии. [Текст] /Бакулина Г.А. // Начальная школа. -2010. -№ 7. – С.66-68.
- Бернс, Р. С. Развитие Я - концепции и воспитание. [Текст] : пер. с англ. / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников в личностно ориентированном обучении»
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при ...
Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
Презентация_Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в условиях развивающего обучения Д,Б.Эльконина-В.В.Давыдова
ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Представленные авторские презентации к урокам, п...
Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...