Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через применение различных видов творческой деятельности
    статья по теме

    Ванчугова Светлана Михайловна

    В данной статье  представлен опыт   работы по формированию УУД  у младших школьников через систему  различных видов творческой деятельности. Показаны различные приёмы и формы ,

    применяемые   при организации учебно- воспитательного процесса..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud_mladshikh_shkolnikov.docx36.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ванчугова Светлана Михайловна,

      учитель начальных классов

     муниципального

    общеобразовательного учреждения средняя

                                            общеобразовательная школа с углублённым

                                            изучением отдельных предметов №1

                  г. Советска Советского район

                                            Кировской области  

    Формирование универсальных учебных действий младших школьников через   систему различных видов творческой деятельности

                Актуальность.   Стандарты второго поколения ставят перед учителем начальных классов высокую планку: от качества знаний перейти к качеству действий, от индивидуально  действия школьника - к учебному сотрудничеству, от развития внутреннего мира ребенка - к духовно-нравственному воспитанию.

                 Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, это обусловлено ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В "Концепции модернизации Российского образования» делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе образования.

     

                 Желанием развить в детях творческое воображение как основу собственного видения мира, способа  конструктивного взаимодействия с окружающими объясняется выбор темы экспериментальной работы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников через развитие творческого воображения».

                   

                   Объектом исследования становится изменения личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе художественно-речевой деятельности.

                   Предметом – система упражнений и заданий по развитию творческого воображения младших школьников.

                    Цель исследования: изучение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников через систему индивидуальных и групповых творческих заданий открытого типа по развитию воображения.

                    Задачи:

    1. Изучить известные методики и технологии развития воображения младших школьников.
    2. Сконструировать и апробировать модель педагогической деятельности, направленную на развитие воображения младших школьников через систему урочной и внеклассной деятельности.
    3. Подобрать психолого-педагогический инструментарий для диагностики универсальных учебных действий младших школьников.

    Теоретическая база опыта.

    Теоретической основой моей работы стали труды известного психолога Л.С.Выготского, в которых он последовательно раскрывает значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности,  доктора философских наук, профессора Е.А.Юниной, которая  изучает систему и единство эффективных способов и приёмов для развития личностных качеств ребёнка. Ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Джанни Родари в своей книге  «Грамматика фантазии». Много полезных советов по развитию воображения детей дает Е.Е.Кравцова в книге «Разбуди в ребенке волшебника».

    Система упражнений по развитию творческого воображения включает четыре группы упражнений:

    1. Ритуальные упражнения – упражнения, способствующие объединению группы и мотивации на работу в ней.

    - «Приветствие». Ученики здороваются друг с другом разными способами на каждом занятии: за руку, мизинцами, глазами, улыбками.

    - «Мое настроение» Ученики сравнивают свое настроение с явлениями природы, героями сказок, растениями…

    - «Радуга настроения» Ученики называют, в какой цвет окрашено их настроение

    - «Настроение в жестах» Ученикам предлагается выразить свое отношение только при помощи жестов

    1. Разминочные упражнения – упражнения, направленные на снятие напряжения, переключение с одного вида деятельности на другой.

    - «Волшебная минута молчания». Ученики молчат в течение одной минуты, любуясь объектом природы, картиной, слушая музыку.

    - «Минута удивления». Ученики проговаривают по кругу «Меня удивило…»

    - «Послушайте!» Ученики высказывают мысль, связанную с темой занятия, а остальные выражают аплодисментами свою солидарность с мнением говорящего.

    1. Основные упражнения – упражнения на раскрытие темы, отработку навыков взаимодействия в процессе творчества.

    - «Эстафета чувств». Передать по кругу невербальными средствами чувство: дружба, отвращение, пренебрежение, злость, страх, радость, восхищение, уважение, равнодушие. Затем ученики сообщают, какое чувство они получили и обсуждают причины возможных искажений.

    - «Волшебная страна чувств». Раскрасить домики волшебной страны чувств и поселить в них человечков.

    - «Этюды». Упражнение-импровизация, превращение средствами танца, жеста в предмет, животное, растение, другого человека

    -  «Диалоги». Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка, дедушка и внук – спрашивают о здоровье, поздравляют с праздником, приглашают в гости; разговаривают сверстники – как делать уроки, что будут делать на прогулке, как поздравят друзей с Новым годом, как пригласят на день рожденья и др.).

    2. Диалоги животных и растений:

    а – «Лесное собрание осенью».  Данный диалог является частью ролевой игры при изучении темы «Сезонные изменения осенью»                              б – «О подготовке к зиме птиц и зверей»

    в – «Пошел кот на рыбалку, а по дороге встретил…»

    г – «Осеннее настроение» (о чем рассказали цветы в цветнике)

    1. Диалоги неодушевленных предметов («оживших»)

    «В чулане разговорились старые вещи – самовар с мятым боком, чашки без ручки, сахарница без крышки, обгорелая свечка. Стали вспоминать прошлое…»

    «В ночь под Новый год  елочные игрушки рассказали, из чего их сделали и как они сюда попали».

    «В один удивительный день в городе ожили все предметы – скамейки, ворота, фонари и калитки, деревья и цветы. Они наперебой стали рассказывать о себе…»

    «Ночью в цветочном магазине цветы рассказывают, где прошло их детство».

    - Словесное рисование. Что мы видим, слышим, прочитав описание или стихотворные строчки? Разгадайте тайну метафоры. Придумайте продолжение рассказа. Представьте себя на месте героя рассказа. Подберите эпитеты к данному слову.

    - Групповой рисунок. Большой лист бумаги делится на сектора по количеству участников. Каждый заполняет рисунками свой сектор. Когда все будет выполнено, сектора сдвигаются по кругу и соседи рисуют подарок в чужом секторе. Игра заканчивается, когда сектора вернутся к своим хозяевам.

    1. Рефлексивные упражнения – упражнения для осознания полученного опыта.

    - «Волшебный микрофон» Скажите в «микрофон», что вам понравилось и не понравилось в процессе занятия.

    - «Смайлик» На какого человечка ты был похож во время занятия?

    - «Анкета участника».  Какие игры тебе запомнились, понравились? В какую игру ты бы поиграл с друзьями, родителями?

    - «Интервью» .Задай вопрос участникам занятия.

    - «Подарок» Кого из ребят ты бы одарил за совместную работу?

    Педагогическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в МОУ СОШ с УИОП №1 г.Советска с 2009 по 2013 год.

           Считаю необходимым соблюдать  следующую этапность в формировании УУД учащихся через развитие творческого воображения:

    1 этап. Этап включения в деятельность

    На данном этапе проведена диагностика личностных универсальных учебных действий с целью качественного анализа мотивационной составляющей учебной деятельности. Результаты качественного анализа показали, что:

    Учащиеся относятся к школе положительно  - 76%;

    Показали положительное отношение к урокам – 84%;

    Положительное отношение к учителям – 98%;

    Положительное отношение к одноклассникам – 75%.

    Показатели диагностики свидетельствуют о том, что ведущим мотивом младших школьников является познавательный. Но это еще не означает, что каждый из них способен овладеть большим объемом учебного содержания и преодолеть все трудности учебного труда.

    Для сохранения ведущего мотива познания  с первого класса, провожу экскурсии реальные и виртуальные. На экскурсиях в природу использую приёмы созерцания и любования. Мы с ребятами наблюдаем смену настроений в природе. Слушаем песню ветра, шум дождя, прислушиваемся: о чём шепчут листья? Настраиваю детей на восприятие красоты природы, предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы,  используя метод сравнений. Задаю вопросы: «На что похож мох? С чем его можно сравнить? («Он как махровое полотенце, как зелёный пушистый ковёр» - ответы детей).

    Осенью мы любуемся багряной и золотой листвой, зимой-белизной снега, плавным падением снежинок.

    Моя задача - усилить эмоциональное воздействие природы, учить видеть многообразие красок, обогащать словарь  учащихся за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.  Важно научить детей не просто смотреть, видеть, любоваться, восхищаться, владеть навыками и способами  работы, главное - вложить в их  работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

    На улице запорхали первые снежинки. Обращаю внимание, что украдкой дети начинают посматривать в окно. Им сейчас не до решения задачи, они мысленно уже на улице, подставляют ладошки снежинкам, рассматривают их. И нет смысла продолжать урок. Мы одеваемся и идём на улицу. Дети любуются красотой и неповторимостью каждой снежинки, сравнивают их со  звёздочками, драгоценными искринками, кружевами. Тут же рождаются истории снежинок, первые робкие стихи

    Выпал беленький снежок,

    Он воздушный, как пушок.

    Вот летит краса- снежинка.

    Она словно балеринка.

    В воздухе кружилась,

    На землю опустилась.

    Изучив структуру загадки, её разновидности, дети пытаются сами составить загадки на заданную тему. Так, рассматривая узоры на окне, у детей появились загадки

    Невидимкой осторожно

    Он является ко мне.

    И рисует, как художник

    Он узоры на окне.

    Развитию воображения и  творческих способностей способствуют и виртуальные экскурсии. Мы путешествуем в страну Мыльных Пузырей, мчимся в заоблачную даль, опускаемся в подводное царство…

    Эти приемы  способствует  созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе и дают возможность детям проявить себя в творчестве и сотворчестве, формируют умение слушать и слышать друг друга, учат способам само- и взаимооценки.  Результатом данного этапа являются качественные показатели развития  личностных УУД  при формировании зрелых форм учебно-познавательных мотивов в классе стали:

     самостоятельные формы учебной деятельности – 85%;

    развёртывание форм самоконтроля и самооценки школьников – 67%;

    различные виды  взаимоконтроля и взаимооценки – 45%.

    2 этап. Наполнения содержания образования разнообразной творческой деятельностью. 

    На данном этапе считаю применять технологию имитационного моделирования жизненных ситуаций. Автор: М.И. Ерёменко, В.В. Сериков «От школы учёбы к школе жизни».

    Данная технология способствует  развитию коммуникативной компетентности учащихся. Методология  заключается в том, что перед учебным занятием учитель проводит серию классных часов.  

           При  обобщении знаний по теме «Весна в природе» провожу интегрированный урок, включающий окружающий мир, литературное чтение, предметы ХЭЦ. Подготовка к этому уроку идёт заранее и включает в себя экскурсию в природу, наблюдения, конкурс рисунков, изучение авторских стихов и написание собственных, оформляемых в рукописный сборник, рассматривание картин знаменитых художников.

    Перед проведением праздника «Мы идём на день рождения» провожу беседу «Традиции  дня рождения в моей семье», ролевые игры «Сервируем стол», « Как дарить подарки», «Именинные игры и конкурсы», урок-мастерская «Открытка своими руками» , конкурс «Искусство поздравления».

         Данная технология позволяет провести межпредметную интеграцию, направленную  на выработку самостоятельных, зрелых, способов деятельности.

    Большое значение для развития воображения и творчества  играет метод проектов, который  подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта и обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, так как одним из психолого-педагогических компонентов является формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.

    В ходе реализации проекта группа разрабатывает тему, планирует трудовую и организационную деятельность, оформляет и защищает работу.

    В 1 классе организую проекты «Эти необычные овощи»  

    (подбор загадок, стихов, подготовка инсценировки, изготовление поделок из овощей), «Отправляемся в путешествие по временам года» (группа выбирает время года, конструирует средство передвижения, окружающий пейзаж, составляет рассказ о путешествии).

    Во 2 классе работаем над проектами «Кухня моей мечты», «В гостях у сказки».   Работая над сказкой братьев Гримм « Бременские музыканты» дети представляли сказку в разной интерпретации: инсценировка, кукольный театр, раскадровка.

        3 класс – «Отправляемся в путешествие по природным зонам», «Неопознанный летающий объект» (Объект, пилоты, рассказы о пришельцах).

    4 класс – «Наш парк юрского периода» (создание неизвестных животных, окружающего пейзажа, составление сказки  или рассказа о своих изделиях), «На улицах города будущего» (создание строений, транспорта, сферы услуг и развлечений, жителей, элементов окружающей природы).

               Источником проекта являются и творческие работы учащихся.

    Рассматриваем на уроке анютины глазки. Каждый ученик получает рисунок цветка анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое описание цветка.  У каждого получается свой этюд.

    «Мой цветок синий.  Как будто кругом ночь и все спят. Только в середине цветка горит желтый огонек – горит одно окошко. Кому-то не спится».

    «Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки, он взял себе самые веселые – желтые и оранжевые».

    «Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного голубого цвета, что, кажется, что он может даже растаять».

    - А что если вырастить цветок в подарок маме на 8 марта!

    И это детское восклицание становится экспериментом, в котором участвует весь класс. Как произвести выгонку луковиц тюльпанов? Где и при какой температуре хранить их осенью? С какой радостью мои второклассники превращают обычный подоконник в оранжерею, как внимательно наблюдают зарождением ростка, как ждут чуда.

                Проектная деятельность

    • дает возможность включить каждого в деятельность, отвечающую его способностям и запросам,
    • учитывает личностные особенности каждого ученика,
    • позволяет формировать внутреннюю мотивацию учения,
    • обеспечивает усвоение знаний и способов действий на достаточно высоком уровне,
    • изменяет роль учителя: из руководителя он становится участником общей творческой работы, фасилитатором,
    • формирует способность к рефлексии и самооценке.

             В результате проектной деятельности формируются самостоятельные формы творческой активности детей через процесс познания и получения личностного опыта, что способствует выработке коллективных способов деятельности.

    3 этап. Реализация творческого потенциала детей в духовной и предметной продуктивной деятельности.

    На данном этапе происходит интеграция основного и дополнительного образования. Развитие творческого воображения учащихся продолжается через организацию занятий в кружках «Школа фантазёров» и « Философия для детей».

    Что такое богатства человеческого сердца?

    Где  живёт в человеке доброта?

    Как научиться прощать?

    Ответы на эти и другие вопросы дети получают в ходе философских бесед.

    Основное дидактическое содержание бесед я почерпнула в книге М.А.Андрианова « Философия для детей в сказках и рассказах; Пособие по воспитанию детей в семье и школе».

         Философские беседы о красоте учат видеть  и ценить красоту и избегать безобразия.  

    (Темы бесед:  Что такое красота и для чего она нужна?

    Умение чувствовать красоту.

    Счастье чувствовать красоту.

    Красивое начало в человеке.

    Любовь к красоте творит чудеса.

    Мечты о прекрасном.

    Красота  мечтаний о будущем и новом.)

                     Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берёт начало всё созидательное и благое.

    ( Сердце и ум человека.

    Совесть – учитель человека.

    Богатства человеческого сердца.

    Сила материнской любви.)

                  Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла.

    ( Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

    Стараться видеть хорошее в других.

    Доброжелательность и дружелюбие.

    Вред от зломыслия, злословия , ругани.

    Милосердие и сострадание.)

                          Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем мире.

    (Воля- особая внутренняя сила человека.

    Вера в себя усиливает волю.

    Уравновешенность, спокойствие, сдержанность.

    Собранность и терпение, развивающие волю)

                  Беседы о мышлении предлагают ребёнку научиться правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.

    (О значении мысли и о качестве мышления.

    Умение думать наперед, принятие необдуманных, поспешных решений.

    Воображение- важное творчество ума и его движущая сила.)

                          Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодиться на долгом жизненном пути каждому ребёнку.

    ( Ученье – свет, а неученье- тьма.

    Преодолевая трудности, человек растёт.

    Творчество в работе, умение полюбить работу.

    О вреде уныния, обиды, волнений.

    Уважение к свободе мнения и выбору других.)

                 Каждое занятие начинается с чтения и обсуждения  философской сказки, притчи, которую дети слушают, затаив дыхание. Затем приступаем к обсуждению, где каждый может выразить свои чувства, отношение к услышанному в виде  этюда, диалога, телефонного разговора, высказать своё мнение в дискуссии. Ребёнок пытается соотнести содержание сказки с событиями из реальной жизни, привести  свои примеры. Передача философского смысла  сказки проходит через рисунок, эмоции, личное отношение самого ребёнка.

          Эти беседы помогают ребенку осмыслить свое место в мире, обогащают внутренний мир, развивают эмоциональную сферу. На данном этапе для диагностики личностных УУД учащихся   использована анкета «Оцени поступок»

           Результаты качественной диагностики показали, что у детей сформированы конвенциональные и моральные нормы. Контент - анализ позволил  нам проранжировать конвенциональные и моральные нормы. В нашем классе на первое место вышли конвенциональные нормы, что является показателем успешной социализации детей в начальной школе.

    Конвенциональные:

    Ритуально – этикетные: культура внешнего вида – 45%, поведение за столом – 82%, правила и формы обращения в семье – 66%;

    Организационно – административные: правила поведения в школе – 92%,правила поведения на улице – 85%, правила поведения в общественных местах – 85%.

    Нормы альтруизма: норма помощи – 75%, норма щедрости – 92%.

    Моральные: норма ответственности за нанесение материального ущерба – 86%.

           На основании полученных психодиагностических данных нами были разработаны практические рекомендации для родителей с целью просвещения  по вопросу формирования метапредметных результатов образования у младших школьников.

    рекомендации по формированию

    регулятивных универсальных действий школьников

    Памятка для родителей.

    1.Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    2. Если у Вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога-это совместное общение, ненавязчивые советы.

    3.Научитесь встречать детей после уроков.

    4. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент временных неудач.

    5. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим.

    6. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Рекомендации для родителей.

    1.Уважайте и считайтесь с мнением, мыслями и взглядами ребёнка, причём не только на словах, но и на деле.

    2.Отношение к ребёнку старших, как к «маленькому», глубоко обижает его.

    3. Ребенок «борется» не против родителей, а против своей зависимости от них. Он должен понять позицию своих родителей.

    4.Важно, чтобы родители проявляли уверенность в своих детях, проявляли в общении с ними тактичность и находчивость.

    5.Ребенка нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства, того, что было оправдано по отношению к младшему школьнику.

    6. С ребенком лучше разговаривать тоном убеждения, совета, просьбы.

    Рекомендации по формированию регулятивных УУД

    1.Стремитесь создавать ситуацию, которая не толкает ребенка на изоляцию от взрослых: оказывайте ненавязчивую помощь; признавайте самостоятельность; уважайте мнение ребёнка.

    2.Жизнь ребенка в семье должна наполняться положительными переживаниями.

    3.Будьте другом своему ребёнку!

    4.Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у него будет ощущаться потребность в общении с родителями.

    4 этап. Партнёрские отношения между родителями и школой.

    Коренным образом меняется позиция родителей. Из созерцателя каждый родитель становится полноправным участником учебно- воспитательного процесса. Родители принимают активное участие в проектной деятельности, являются инициаторами всех совместных праздников.

    Перед введением курса «Философия» родители были ознакомлены с содержанием, темами занятий, предложили свои вопросы, которые необходимо рассмотреть. После каждого занятия по философии дети делились своими впечатлениями и мыслями с родителями, такая заинтересованность ребенка вызвала желание родителей продолжить философский разговор в кругу семьи, некоторые обращались за помощью к учителю как значимому взрослому за советом и консультацией.

    В конце первого года апробации программы с родителями был проведён опрос.

    В результате опроса родителей были получены следующие данные:

    Считают нужным продолжение курса_________ 100% родителей

    Считают полезными занятия ________________ 100% родителей

    Заметили изменения в ребёнке_______________   91% родителей

    Анализируют своё поведение_________________91% детей

    Изменили поведение, поступки________________88% детей

    Обсуждают темы занятий дома_______________ 83% детей

    Интересуются книгами данного направления___  66% детей

    Таким образом, мы видим, что родители - равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Данный этап необходим с позиции ФГОС – 2, так как семья обеспечивает не только социальную успешность ребенка, но и эмоциональную.  В том случае если успешность ребенка поддерживают в семье, следовательно, он будет успешен в учебной и творческой деятельности, эмоционально активен.

    Получив поддержку и одобрение в  семье, в классе ученик стремится к дальнейшей самореализации в различных творческих конкурсах.

    Результатом взаимодействия семьи и школы является процесс формирования ценностных взглядов и установок.

     Таким образом, считаю, что организованная мною работа по развитию воображения учащихся через организацию творческой деятельности была эффективной и дала положительный результат для формирования метапредметных результатов образования.

    Перспектива

           Проведенная мною работа дала положительный толчок в дальнейшем развитии учащихся, перешедших в среднее звено. В 5 классе свои знания подтвердили все учащиеся. Учителя истории, естествознания, литературы отмечают, что работы учащихся отличаются творчеством, яркостью, оригинальностью.  Всё это объясняется тем, что в основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский) и теория задач развития (Р.Хевигхерст),  что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы  в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности учащихся 5-6 классов и необходимости решения ими  реальных жизненных задач.

    Список литературы:

    1. М.А.Андрианова « Философия для детей в сказках и рассказах; Пособие по воспитанию детей в семье и школе».
    2.  Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2004. -142 стр.
    3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.- 265 с.
    4. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение, 1996.- 148 с., ил.
    5. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении / Е.Е.Кравцова //Школьный психолог :приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 38,39.
    6. Кузнецова, А.Г. Ситуация успеха на уроке / А.Г.Кузнецов // Начальная школа. – 2003. -№ 4. – с. 40-41.
    7. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. – М.: Просвещение, 1998 – 164 с.
    8. Маняш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Маняш. – М.: Вентана-Граф, 2002- 126 с., ил.
    9. Общая психология: учебное пособие / под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1997- 248 с., ил.
    10. Родари, Д. Искусство придумывания историй / Джанни Родари . – М.: Прогресс, 1978- 152 с., ил.
    11. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997- 128 с., ил.
    12. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001- 185 с., ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

    "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

    Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

    В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

    презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

    В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

    Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

    Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

    Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные об...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

    Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

    В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...