Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий
статья по теме

Соловьева Марта Алексеевна

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

 и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

 и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

.

Игра - дело серьёзное! «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.

Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр, применяемых на уроках. Игры можно разделить по количеству участников на:

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые
  • общеклассные.

По образовательным задачам на игры:

  • изучающие новый материал
  • формирующие умения и навыки
  •  игры обобщающего повторения и контроля знаний.

По типам -

  • познавательные
  • ролевые
  • деловые
  • комплексные.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.  

 В свои уроки важно включать приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности – всё это способствует активизации мыслительной деятельности.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

В качестве начала урока можно предложить разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

Ребятам нравится игра на внимание под названием «Фотограф», в которой показывается полоска с цифрами, знаками, словами ,а ученики должны их запомнить за 10-15 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

«Твердый - мягкий». Дети делятся на две команды. Дается буква, обозначающая 2 звука. Каждая из команд придумывает слова. У одной начинаются на мягкий согласный звук, у другой – на твердый. Слова может предлагать учитель, а команды отвечать хлопками.

«Напиши букву» дается элемент написания буквы, необходимо добавить недостающий элемент, чтобы получилась буква.

«Секретное письмо» необходимо написать на ладони товарища контуры буквы или слова.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Жизнь меняется независимо от наших желаний. Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером. Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения.  Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо. В начальной школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю. Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.  

         Подводя итог выше изложенному, можно отметить при использовании игровых технологий следующие «минусы»:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

«Плюсы» использования игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несут  здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствуют использованию знаний в новой ситуации;

- являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.

Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов....