Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе.
учебно-методический материал по теме

Саломаткина Мария Анатольевна

 Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль коммуникативных ууд в развитии ребенка в начальной школе.

Последние изменения  системы школьного образования, определяемое реформой школы, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.

Коммуникативные универсальные действия это  способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме, обеспечивающая социальную компетентность (умение организовывать и осуществлять совместную деятельность со сверстниками и взрослым, адекватно передавать информацию в речевой форме и т.д.).

Коммуникативные УУД можно разбить на 3 группы:

1 Коммуникация как кооперация. Признаки сформированности группы: участие в диалоге, умение высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

2 Коммуникация как взаимодействие. Признаки сформированности группы: умение слушать и понимать речь других, Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

          3 Коммуникация как условие интериоризации. Признаки сформированности группы: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  

В чем же состоит значение коммуникативных УУД для учащихся в начальной школе.

Во-первых, данный вид компетенций влияет на учебную успеваемость обучающихся: если ученик не может при ответе точно изложить информацию, то его ответ будет оцениваться ниже. Поэтому полученный негативный опыт может отразиться на дальнейшей  учебной деятельности.

Во-вторых, от развитости  коммуникативной компетентности так же зависит  благополучие ребенка в классном коллективе. Если ученик может  легко может общаться  с одноклассниками, то чувствует себя, комфортно, не стесняется высказать свое мнение и не боится его объяснить. И напротив, если ребенку не комфортно, если он не может найти общий язык с другими детьми в классе, то у ребенка может появиться враждебность к одноклассникам что так же может привести к ухудшению успеваемости.

Большое значение для формирования коммуникативных ууд имеет организация совместной работы учащихся в группе.

 Работа в группе помогает ребенку лучше освоить  учебную информацию. 

Однако при организации групповой работы необходимо учитывать некоторые правила:

1 нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

2 совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

3  не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

 Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Перед началом работы необходимо установить правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу.

Можно выделить два типа взаимодействия в группах.

Первый  тип: каждый ученик предлагает как можно больше способов решения поставленной задачи, затем все члены группа обсуждают какие решения пригодны а какие нет. В данном случае учащиеся работают по принципу «Мозгового штурма».

Второй тип: взаимодействие методом «пилы» или «вертушки». В данном случае обязанности распределяются между членами группы. Данный тип удобен для отработки навыков.

Так же для формирования коммуникативных УУД можно использовать  дидактическую игру.  Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

А.И.Сорокина выделяет несколько видов  игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

Дидактическая игра – это игра только для учащегося, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Все выше перечисленные приемы помогают сформировать коммуникативную компетентность.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– М., 1996
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [Текст]: А.Г. Асмолов Г.В., Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: “Сентябрь”, 2008. – с. 204.
  5. Сорокина  А.И. Дидактические игры в детском саду М.: Просвещение 1982.-96 c
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011.
  7. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами

Определение понятия «универсальные учебные  действия». Функции универсальных учебных действий. Номенклатура универсальных учебных действий .  Связи коммуникативных УУД с основными...

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Краткое раскрытие темы по самообразованию "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: « Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы о...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, п...