УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по теме

Коваль Наталья Владимировна

 

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДОКЛАД

02.11.2010

ПОДГОТОВИЛА

Н.В. КОВАЛЬ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ №12


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться  (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Слайд №2

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Слайд №3

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и  умений  для успешности школьного обучения вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению  в школьное обучение  не производилось.  Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познвательных мотивов и низкой любознательности и инициативе значительной части  учащихся,  трудностях произвольной  регуляции учебной деятельности, низком уровне  общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и школьного образования рассматривает УУД как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает  целенаправленное планомерное  формирование УУД как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Слайд №4

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Слайд №5

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд №6

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется  его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.  

По мере становления личностных действий ребенка – смыслообразования и самоопределения, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие остальных видов УУД – коммуникативных, познавательных и регулятивных – претерпевает значительные изменения – ведущей  становится личностное действие. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия также составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

На рис. 1 представлена модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД

Рис. 1. Модель системы УУД.

Отношения УУД представлены в виде пересекающихся кругов. Можно видеть, что фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.

Слайд №7

В данной табл.  представлено значение различных видов универсальных учебных действий для успешности обучения и усвоения учебного содержания различных предметов в системе предшкольного образования и в начальной школе. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Табл. 1. Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование

Формирование ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности

Познавательные  действия

(классификация,

сериация);

коммуникативные действия  (умение вступать в коопера-цию, соотносить позиции партнеров и собственную)

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.

Условие усвоения математики, родного языка, формирования  умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных  изображений в любых учебных предметов.

Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка

Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие  осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Табл.2. Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

Слайд №9

В заключении перечислим основные  этапы реализации методологии и технологии формирования УУД в начальной школе:

  1. Выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учётом возрастно-психологических особенностей учащихся.
  2. Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации.
  3. Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (со-регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
  4. Нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей УУД с содержанием предметных дисциплин.
  5. Создание системы задач, включающих предметно-социальные, общелогические и психологические типы (П. Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД.
  6. Создание учебников нового типа, реализующих технологии формирование конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.

Общие выводы:

Стратегическим направлением оптимизации системы  начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, «ключевых» умений), обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться» и успешность обучения в начальной школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовила презентацию Н.В. Коваль Учитель начальных классов МОУ СОШ №12

Слайд 2

Универсальные учебные действия: умение учиться; совокупность способов действия учащегося .

Слайд 3

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 4

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 5

Номенклатура УУД ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 6

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УУД

Слайд 7

ЗНАЧЕНИЕ УУД ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ УУД ЗНАЧЕНИЕ УУД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ЛИЧНОСТНЫЕ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ, ДЕЙСТВИЯ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ Овладение понятием сохранения Преодоление эгоцентризма и децентрализация в мышлении и межличностном взаимодействии Обеспечение предпосылок формирования числа Регулятивные: Целеполагание, п ланирование, прогнозирование , Контроль и коррекция, оценка Умение произвольно регулировать поведение и деятельность Формирование умения организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем Коммуникативные Развитие коммуникации как общения со взрослыми и сверстниками Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Слайд 8

ЗНАЧЕНИЕ УУД ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ УУД ЗНАЧЕНИЕ УУД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ Регулятивные действия: Адекватная школьная мотивация. Формирование рефлексивной адекватной самооценки. Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные Функционально-структурная сформированность учебной деятельности Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию Коммуникативные (речевые), регулятивные Формирование внутреннего плана действий Развитие рефлексии Развитие способности действовать в уме; Формирование осознанности и критичности учебных действий

Слайд 9

ЭТАПЫ реализации МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ УУД ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЭТАПНОЙ ОТРАБОТКИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ УУД С ДИСЦИПЛИНАМИ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ СОЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ НОВОГО ТИПА РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами

Определение понятия «универсальные учебные  действия». Функции универсальных учебных действий. Номенклатура универсальных учебных действий .  Связи коммуникативных УУД с основными...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

Показаны возможности формирования познавательных логических универсальных учебных действий в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...